КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииПарад благих намерений

8 ДЕКАБРЯ 2009 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО
РИА Новости

 

Итак, Совет Россия-НАТО провел первую официальную встречу на уровне министров иностранных дел с момента приостановки работы после прошлогоднего конфликта в Южной Осетии. Оптимистичный генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен (он говорил о необходимости партнерских отношений с Россией с первых дней после вступления в должность и считает налаживание этих отношений одним из своих главных приоритетов) на заседании Совета 4 декабря упирал на существование общих для НАТО и России угроз. И первое заключенное в рамках Совета соглашение, о котором Расмуссен объявил на пресс-конференции, касалось как раз составления документа, в котором были бы перечислены общие актуальные угрозы. Генсек выразил уверенность, что члены Совета не будут вносить в этот перечень друг друга. Совместная оценка угроз важна хотя бы для того, чтобы отставить риторику, согласно которой НАТО по-прежнему является врагом и угрожает безопасности России. Во всяком случае, в штаб-квартире Североатлантического альянса на это всерьез рассчитывают. В список угроз и задач безопасности должны войти Афганистан, терроризм, пиратство, распространение оружия массового поражения. Документ ожидается к концу следующего года.

Второе соглашение касается плана совместной работы на 2010 год, включая военное сотрудничество, в том числе, разумеется, в Афганистане, и сотрудничество в борьбе с терроризмом. Расмуссен с готовностью привел в качестве примера террористической угрозы аварию «Невского экспресса». Российский министр иностранных дел Сергей Лавров упомянул на пресс-конференции о возобновлении участия России в натовских операциях по поиску и спасению на море и продолжении участия в борьбе с пиратством. Касаясь Афганистана, он сказал о продолжении содействия в транзите транспорта и подготовке афганских кадров в правоохранительной сфере, а также о совместной деятельности по противодействию наркотраффику (при этом не преминул отметить, что без исходящих, в том числе, из Европы прекурсоров производство афганского героина было бы невозможно). Лавров заявил и о том, что намечены мероприятия по повышению оперативной совместимости, по противоракетной обороне, по контролю воздушного движения. Незадолго до открытия двухдневной встречи министров иностранных дел стран НАТО 3-4 декабря, к которой было приурочено и заседание Совета Россия-НАТО, постоянный представитель России при альянсе Дмитрий Рогозин говорил о том, что не за горами подписание соглашения, позволяющего российским специалистам обслуживать советскую военную технику в странах альянса и Афганистане. В кулуарах представители НАТО приветствовали планы заключения и этого соглашения и подобных. Лавров говорил и о возможности модернизации вертолетов.

В третьем соглашении говорится о том, как сделать работу самого Совета более эффективной. «Я не из тех, кто в качестве важной новости упоминает о бюрократических усовершенствованиях, ― сказал Расмуссен, ― но я уверен, что Совет Россия-НАТО является неотъемлемой частью евроатлантической архитектуры безопасности и повышение качества его работы имеет актуальное значение». Между тем за два дня до начала встречи министров чуть не разразился скандал, когда Рогозин вдруг обвинил делегацию Канады «и тех, кто закулисно ее поддерживал», в блокировании всех трех упомянутых выше соглашений. Якобы часть принципиальных для России предложений (в том числе, об участии России во внутринатовских обсуждениях афганской проблемы) была «пущена под нож». Однако позднее тот же Рогозин сообщил, что все улажено. НАТО, со своей стороны, заверяло, что никаких инцидентов и не было (хотя и признавало, что разногласия существуют, но это и так ни для кого не секрет). «Кто придумал эту Канаду? — недоумевал в кулуарах брюссельской штаб-квартиры НАТО представитель альянса в преддверии заседания Совета. — Кому нужен скандал? Все заинтересованы в работе, все работают, все в порядке». В итоге, как уже известно, отдельная рабочая группа «по Афганистану» с участием России все-таки была создана. Между тем, Лавров подчеркнул, что в военном планировании в Афганистане Россия принимать участие не будет, а в разработку стратегии урегулирования следует включить соседние с Афганистаном страны и тем самым придать веса Шанхайской организации сотрудничества.

Что касается принципиальных разногласий, то они никуда не делись, что бы ни говорил генеральный секретарь о том, что они не должны затмевать достигнутые договоренности. Так Россия по-прежнему утверждает, что расширение альянса угрожает ее безопасности. И если на заседаниях комиссий «НАТО-Украина» и «НАТО-Грузия» о присоединении стран к альянсу говорилось как о долгосрочной перспективе (речь шла, в первую очередь, об итогах ежегодной государственной программы по интеграции для каждой из стран; итоги были найдены, в целом, удовлетворительными, но обе страны должны еще осуществить ряд реформ), то Черногорию было решено присоединить к Плану действий по членству в НАТО. Ожидалось также решение о судьбе Боснии и Герцеговины — этому государству пообещали присоединение к ПДЧ, когда будет засвидетельствован существенный прогресс в проведении реформ. Россия осудила и планы расширения НАТО на Балканах — тот же Рогозин заявлял перед встречей министров, что намерение «ускоренно втянуть» упомянутые государства в альянс противоречит интересам безопасности в Европе и регионе. Собеседник «Ежедневного журнала» в НАТО заявил на это, что такие вопросы альянс решает сам. Лавров, со своей стороны, заметил, что совместной работе мешают недосказанности. Так до сих пор не расшифровано, что понимается под «существенными боевыми силами», которые нельзя размещать на территории новых членов альянса, поэтому Россия считает, что базы, которые создаются на территории Румынии и Болгарии, относятся к существенным боевым силам, а США уверяют, что нет.

Разумеется, по-прежнему нет никакого сближения позиций в вопросе о конфликте в Грузии и признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Расмуссен продолжает призывать Россию уважать территориальную целостность других государств и отказаться от признания независимости республик. Госсекретарь США Хиллари Клинтон жестко заявляет, что ее страна никогда не признает независимость Южной Осетии и Абхазии. А Лавров твердит, что как раз признание их независимости и есть уважение территориальной целостности. И вообще в НАТО все всё прекрасно понимают, настаивает глава российского внешнеполитического ведомства, только продолжают прикрываться устаревшими клише. Вот у них и в резолюции Совета НАТО на уровне министров иностранных дел говорится о целостности Грузии, между тем это, мол, не мы нарушаем достигнутые договоренности, а кое-кто другой, да к тому же грузинский военный потенциал при поддержке со стороны кое-кого, по некоторым данным, уже полностью восстановлен и продолжает поступать вооружение наступательного характера.

Еще один ключевой пункт, по поводу которого стороны не могут договориться, касается Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В НАТО считают, что шаг за Россией и призывают ее  возобновить обмен информацией о перемещении воинских частей и боевой техники, иначе обеспечивать Россию соответствующей информацией в дальнейшем будет сложнее. Россия же, объявившая в 2007 году о приостановлении действия договора, требует от стран НАТО, нератифицировавших договор, ратифицировать его, а невыполняющих дополнительные условия — выполнять их. Пока никаких продвижений в этом вопросе не видно.

Одним словом, говорить о глобальных переменах в отношениях, похоже, пока рано. Но хорошо, наверное, и то, что взаимодействие на высоком уровне возобновлено — молча разногласия уж точно разрешить нельзя, а когда диалог происходит, все же хоть какая-то надежда появляется. Кроме того, и Лавров, и представители альянса отмечали, что впервые за несколько лет заседание Совета закончилось конкретными результатами в виде подписанных документов.

Для НАТО сегодня — и по обстановке на встрече это было хорошо заметно — главной проблемой является Афганистан, Афганистан и еще раз Афганистан. По результатам совместного заседания с представителями государств — не членов альянса, участвующих в афганской операции, было торжественно объявлено, что в 2010 году в страну направят еще 37 тысяч солдат: из них 30 тысяч американских и семь тысяч остальных (из 25 стран). Франция и Германия уже заявили, что новых солдат посылать в Афганистан не будут, а Нидерланды своих и вовсе оттуда выводят в конце следующего года. При этом Расмуссен и Клинтон всячески стараются подчеркивать единство альянса по части понимания афганской проблемы и необходимости ее решать. Согласно нынешней концепции, основной упор должен быть сделан не на боевые действия, а на подготовку специалистов и финансирование различных отраслей жизни внутри страны (эту концепцию и Германия, и Франция разделяют). На вопрос, насколько соотносятся с планами НАТО в Афганистане намерения Евросоюза создать собственную армию, представитель альянса ответил в том смысле, что каждая организация решает свои собственные задачи и НАТО продолжает сотрудничать с ЕС по части подготовки афганской полиции.

Обсуждали на встрече и другие вопросы, например, ПРО, но довольно бегло, ограничившись одобрением нового подхода США, согласно которому роль альянса в обеспечении европейской ПРО становится еще больше (в резолюции Совета НАТО говорится и о том, что альянс готов изучить возможность связать американскую, натовскую и российскую системы ПРО в соответствующее время). Ожидалось, что министры затронут проблему новой стратегической концепции НАТО, однако ей было уделено совсем немного времени — на весенней встрече в Таллинне планируется рассмотреть предварительный отчет о работе группы экспертов, специально собранной для создания концепции. Кстати, Лавров отметил, что в январе следующего года представители этой группы посетят Россию. Тем временем Россия передала альянсу медведевский Договор о европейской безопасности и настаивала на упоминании о нем в соглашениях, которые примет Совет Россия-НАТО — это был еще один пункт разногласий. В результате рогозинского демарша упоминание о Договоре включили в план по усовершенствованию работы Совета. Между тем Расмуссен неоднократно подчеркивал, что альянс готов рассмотреть предложения российского президента, но, в первую очередь, их должна рассматривать все же ОБСЕ. Россия же настаивает на том, чтобы все организации, имеющие отношение к безопасности в Европе, обсуждали План Медведева. Вот, практически, еще один пункт разногласий.

Фотография РИА Новости

Обсудить "Парад благих намерений" на форуме
Версия для печати