Волна коррупционных скандалов, начавшаяся во второй половине 2012 года, постепенно сходит на нет. Началась громкая кампания с обнародования фактов многомиллиардных хищений в министерстве обороны и последующей отставки военного министра Анатолия Сердюкова.
На этой волне всего за пару месяцев вскрылись многомиллиардные хищения в сфере ЖКХ, в сельском хозяйстве, энергетике, телекоммуникационной и космической отраслях. Количество громких коррупционных дел перевалило за десяток. Масштаб махинаций самый разный – от кражи 5 миллионов рублей при закупке семян в Ульяновской области и растраты 10 миллионов в Минздравсоцразвития до хищения 6,5 миллиардов в системе ГЛОНАСС, 39 миллиардов в Минсельхозпроде и 93 миллиардов при подготовке к проведению саммита АТЭС.
Угроза уголовного преследования в какой-то момент нависла над бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым и бывшей руководительницей Минсельхозпрода Еленой Скрынник, которая до работы в министерстве возглавляла Росагролизинг, где, по версии следствия, и были украдены 39 миллиардов рублей.
В любой момент следователи могли постучаться в дверь Татьяны Голиковой, занимавшей в предыдущем правительстве Владимира Путина должность министра здравоохранения и социального развития. Или к бывшему «техническому» премьеру времен второго срока президента Путина, тестю Анатолия Сердюкова и одному из заместителей Путина в бытность того премьером – Виктору Зубкову, который возглавил Росагролизинг после Елены Скрынник. Фигурантом уголовного дела мог стать и нынешний глава Пермского края Виктор Басаргин, возглавлявший не так давно Минрегионразвития, которое отвечало за подготовку к саммиту АТЭС.
Ничего этого не произошло. Громкие коррупционные дела, потрясавшие страну каких-нибудь полгода назад, закрываются или спускаются на тормозах. Представители новой номенклатуры так и не облагородили своим прикосновением скамьи подсудимых. В лучшем случае за них отдуваются «стрелочники».
Три руководителя Московского управления СКР задержаны 19.07.2016 сотрудниками ФСБ. Суд приговорил всех троих к аресту. Каждый из арестованных имеет свою историю. Заместитель начальника Следственного комитета Денис Никандров участвовал в расследовании второго «дела ЮКОСа», а теперь ФСБ задержала его в связи с получением взятки в 1 миллион долларов от Захария Князевича Калашова. Захарий Князевич, человек тоже с богатой историей, он вор в законе, более известный под творческим псевдонимом Шакро Молодой. Его считают лидером криминального сообщества России. Впрочем, по этому поводу есть и другие точки зрения.
Все годы, что бывший глава СПС и один из основателей оппозиционного движения «Солидарность» Никита Белых губернаторствовал в Кировской области, он, несомненно, находился в группе риска. В пору смешной медведевской оттепели время от времени Путина удавалось убедить в том, что откусывание от оппозиции видных ее представителей и обращение их в праведную веру — дело полезное и имеет зримый пропагандистский эффект. Власть демонстрировала позитивный настрой и широту взглядов. Мы тут, типа, зла не помним, и если человек осознал убожество своей предыдущей политической жизни, готов перековаться и послужить родине, то почему не дать ему такую возможность?
Арест Никиты Белых — это, разумеется, заказное политическое «убийство»: после многократного показа задержания по федеральным каналам сомнений в этом уже нет. В назойливости и круглосуточности этой картинки было, согласитесь, нечто сладострастное. Поверхностный смысл провокации прост и очевиден. Населению, под растущее раздражение от текущего обнищания и смутных перспектив, скармливается нехитрая связка: коррупция — либералы. Ну да. Не Сечина же брать в наручники под телекамеры, не путинские же руки показывать, светящиеся синим от панамских виолончелей… Нет, конечно, именно Белых! Вот она где, коррупция! Можно сказать, прокралась во власть из числа бывших участников «Марша несогласных»…
По меньшей мере два с половиной часа в столице России (говорят, великой державы) длилось побоище, в котором участвовало, по некоторым данным, до полутысячи человек. В боевых действиях на Хованском кладбище применялись как подручные средства — лопаты, арматура, камни, — так и огнестрельное оружие. Несколько человек убиты, несколько десятков попали в больницы с тяжкими ранениями. Насколько можно понять, правоохранительные органы приняли участие лишь в завершающей части столкновений. Сообщения с информацией о готовящейся драке были проигнорированы. Росгвардия, предназначенная для предотвращения массовых беспорядков, не пыталась предотвратить столкновения.