Волна коррупционных скандалов, начавшаяся во второй половине 2012 года, постепенно сходит на нет. Началась громкая кампания с обнародования фактов многомиллиардных хищений в министерстве обороны и последующей отставки военного министра Анатолия Сердюкова.
На этой волне всего за пару месяцев вскрылись многомиллиардные хищения в сфере ЖКХ, в сельском хозяйстве, энергетике, телекоммуникационной и космической отраслях. Количество громких коррупционных дел перевалило за десяток. Масштаб махинаций самый разный – от кражи 5 миллионов рублей при закупке семян в Ульяновской области и растраты 10 миллионов в Минздравсоцразвития до хищения 6,5 миллиардов в системе ГЛОНАСС, 39 миллиардов в Минсельхозпроде и 93 миллиардов при подготовке к проведению саммита АТЭС.
Угроза уголовного преследования в какой-то момент нависла над бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым и бывшей руководительницей Минсельхозпрода Еленой Скрынник, которая до работы в министерстве возглавляла Росагролизинг, где, по версии следствия, и были украдены 39 миллиардов рублей.
В любой момент следователи могли постучаться в дверь Татьяны Голиковой, занимавшей в предыдущем правительстве Владимира Путина должность министра здравоохранения и социального развития. Или к бывшему «техническому» премьеру времен второго срока президента Путина, тестю Анатолия Сердюкова и одному из заместителей Путина в бытность того премьером – Виктору Зубкову, который возглавил Росагролизинг после Елены Скрынник. Фигурантом уголовного дела мог стать и нынешний глава Пермского края Виктор Басаргин, возглавлявший не так давно Минрегионразвития, которое отвечало за подготовку к саммиту АТЭС.
Ничего этого не произошло. Громкие коррупционные дела, потрясавшие страну каких-нибудь полгода назад, закрываются или спускаются на тормозах. Представители новой номенклатуры так и не облагородили своим прикосновением скамьи подсудимых. В лучшем случае за них отдуваются «стрелочники».
В истории с сенсационным фильмом г-на Некрасова есть два сюжета. Один - побочный, психологический или конспиративный: что это вдруг случилось с этим господином? Из ярой «демшизы», с которой было неловко общаться, потому что у него везде был Путин, который взрывает Россию (даже там, где тот ее не взрывал) - он в одночасье превратился в общественного адвоката убийц Сергея Магнитского. Даже не буду выдвигать никаких версий по поводу этого превращения - только замечу, что произошло это очень вовремя: как раз в то время, когда стали ясны мотивы этого убийства и прямая заинтересованность Путина в том, чтобы Магнитский замолчал навсегда
Центр исследования коррупции и организованной преступности (OCCRP) опубликовал доказательства того, что музыкант и друг Путина Сергей Ролдугин получил часть тех, украденных из российского бюджета денег, хищение которых раскрыл Сергей Магнитский, за что Магнитский и был впоследствии убит. Деньги в количестве 230 миллионов долларов (тогдашние 5,4 млрд рублей) были похищены чиновниками силовых ведомств в 2008 году. В ноябре 2009 те же люди убили Сергея Магнитского. 230 миллионов — это лишь небольшая часть от тех двух миллиардов, которые российские олигархи и чиновники подарили музыканту Ролдугину. Это всего 11,5%.
Ну, собственно говоря, примерно так в России и произошло. Мощная журналистская команда, обнародовавшая в минувшее воскресенье «Панамское досье», нас не обманывала, когда накануне публикации убийственных документов ее представители говорили, что «в понедельник мир проснется другим». Мир действительно проснулся другим. С ясным осознанием того, что его устройство (по крайней мере, в финансовой сфере) требует серьезной коррекции, поскольку какие-то ключевые настройки сбились.
Вообще-то виолончелисты тоже люди и им свойственны самые разные привычки и пристрастия. В том числе и к собирательству. Например, известно, что Мстислав Ростропович коллекционировал предметы искусства. И к концу жизни, по оценкам разных аукционных домов, насобирал их более чем на шесть миллионов долларов. Правда, нельзя игнорировать тот факт, что он в свое время весьма удачно женился на очень успешной и состоятельной певице с мировым именем, которая, надо думать, разделяла увлечение своего супруга и вносила посильный вклад в формирование семейной коллекции. Нам ничего неизвестно по поводу того, разделяет ли супруга виолончелиста Сергея Ролдугина его страсть...