Волна коррупционных скандалов, начавшаяся во второй половине 2012 года, постепенно сходит на нет. Началась громкая кампания с обнародования фактов многомиллиардных хищений в министерстве обороны и последующей отставки военного министра Анатолия Сердюкова.
На этой волне всего за пару месяцев вскрылись многомиллиардные хищения в сфере ЖКХ, в сельском хозяйстве, энергетике, телекоммуникационной и космической отраслях. Количество громких коррупционных дел перевалило за десяток. Масштаб махинаций самый разный – от кражи 5 миллионов рублей при закупке семян в Ульяновской области и растраты 10 миллионов в Минздравсоцразвития до хищения 6,5 миллиардов в системе ГЛОНАСС, 39 миллиардов в Минсельхозпроде и 93 миллиардов при подготовке к проведению саммита АТЭС.
Угроза уголовного преследования в какой-то момент нависла над бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым и бывшей руководительницей Минсельхозпрода Еленой Скрынник, которая до работы в министерстве возглавляла Росагролизинг, где, по версии следствия, и были украдены 39 миллиардов рублей.
В любой момент следователи могли постучаться в дверь Татьяны Голиковой, занимавшей в предыдущем правительстве Владимира Путина должность министра здравоохранения и социального развития. Или к бывшему «техническому» премьеру времен второго срока президента Путина, тестю Анатолия Сердюкова и одному из заместителей Путина в бытность того премьером – Виктору Зубкову, который возглавил Росагролизинг после Елены Скрынник. Фигурантом уголовного дела мог стать и нынешний глава Пермского края Виктор Басаргин, возглавлявший не так давно Минрегионразвития, которое отвечало за подготовку к саммиту АТЭС.
Ничего этого не произошло. Громкие коррупционные дела, потрясавшие страну каких-нибудь полгода назад, закрываются или спускаются на тормозах. Представители новой номенклатуры так и не облагородили своим прикосновением скамьи подсудимых. В лучшем случае за них отдуваются «стрелочники».
Чиновникам могут опять разрешить владеть активами, если владение ими не приводит к конфликту интересов. Законопроект об этом был принят Госдумой в первом чтении. Сейчас, как того требует закон о противодействии коррупции, чиновники обязаны передавать активы в доверительное управление. Ко второму чтению депутаты собираются разъяснить, что следует понимать под конфликтом интересов. Понять, есть конфликт интересов или нет, иногда бывает очень сложно. Поэтому доверительное управление во многих случаях — удобный механизм. Чиновник не думает, как сохранить нажитое непосильным трудом, а занимается своими служебными обязанностями.
Первое и главное: то, что происходит с господином Сердюковым, не имеет никакого отношения ни к правосудию, ни к борьбе с коррупцией. Он, безусловно, проиграл в бюрократической подковёрной борьбе, постоянно идущей вокруг президента. Интересно, что ситуация с ним указывает на решительное изменение правил игры в Кремле, потому что Путин неоднократно давал понять, что он хочет эту историю прекратить. Тем не менее, его приближённые, которые действуют против Сердюкова, продолжали травлю проигравшего бывшего министра. Теперь что касается последнего поворота этой истории, обещания предъявить Сердюкову обвинения...
Сообщение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ («халатность»), в отношении экс-главы Минобороны было размещено на сайте СРК 28 ноября.По данным следствия, Анатолий Сердюков, являясь министром обороны, в устной форме поручил подчиненным сотрудникам построить за счет бюджета министерства автомобильную дорогу от села Краса Икрянинского района Астраханской области до острова Школьный, на территории которого располагается некоммерческое партнерство «Житное».