Волна коррупционных скандалов, начавшаяся во второй половине 2012 года, постепенно сходит на нет. Началась громкая кампания с обнародования фактов многомиллиардных хищений в министерстве обороны и последующей отставки военного министра Анатолия Сердюкова.
На этой волне всего за пару месяцев вскрылись многомиллиардные хищения в сфере ЖКХ, в сельском хозяйстве, энергетике, телекоммуникационной и космической отраслях. Количество громких коррупционных дел перевалило за десяток. Масштаб махинаций самый разный – от кражи 5 миллионов рублей при закупке семян в Ульяновской области и растраты 10 миллионов в Минздравсоцразвития до хищения 6,5 миллиардов в системе ГЛОНАСС, 39 миллиардов в Минсельхозпроде и 93 миллиардов при подготовке к проведению саммита АТЭС.
Угроза уголовного преследования в какой-то момент нависла над бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым и бывшей руководительницей Минсельхозпрода Еленой Скрынник, которая до работы в министерстве возглавляла Росагролизинг, где, по версии следствия, и были украдены 39 миллиардов рублей.
В любой момент следователи могли постучаться в дверь Татьяны Голиковой, занимавшей в предыдущем правительстве Владимира Путина должность министра здравоохранения и социального развития. Или к бывшему «техническому» премьеру времен второго срока президента Путина, тестю Анатолия Сердюкова и одному из заместителей Путина в бытность того премьером – Виктору Зубкову, который возглавил Росагролизинг после Елены Скрынник. Фигурантом уголовного дела мог стать и нынешний глава Пермского края Виктор Басаргин, возглавлявший не так давно Минрегионразвития, которое отвечало за подготовку к саммиту АТЭС.
Ничего этого не произошло. Громкие коррупционные дела, потрясавшие страну каких-нибудь полгода назад, закрываются или спускаются на тормозах. Представители новой номенклатуры так и не облагородили своим прикосновением скамьи подсудимых. В лучшем случае за них отдуваются «стрелочники».
В минувший понедельник внимание активной отечественной общественности было приковано к разнообразным судебным разбирательствам как внутри страны, так и за ее пределами. Начнем снаружи. Те, кто делает все возможное, чтобы попытаться разрешить проблему российского миллиардера Сулеймана Керимова, обвиняемого во Франции в отмывании денег и неуплате налогов, придумали, как им представляется, изящный ход. Тринадцать кавалеров ордена Почетного легиона из самых разных слоев российского общества (есть даже один полярный исследователь) написали письмо президенту Франции Эммануэлю Макрону с просьбой облегчить досудебную жизнь Сулеймана Керимова
Сегодня Грузия стала лидером региона по борьбе с коррупцией. Согласно Индексу верховенства закона Transparency International (в странах мира 2016 года), среди стран Восточной Европы и Центральной Азии по уровню отсутствия коррупции Грузия заняла первое место. По данным этой организации, а также данныи Баромет из Швейцарии только 12% населения страны считают коррупцию одной из самых больших проблем страны. В общем рейтинге условий ведения бизнеса Всемирного Банка Doing Business за 2017 год среди 198 стран мира Грузия занимает шестнадцатое место и третье — по признаку затруднений при выдаче разрешений на строительство.
Коррумпированность во власти и в социальной сфере в России достигла уровня, при котором страна несет серьезнейшие потери в экономике, в эффективности управления, в качестве жизни, в доверии к государственным институтам. Мы уже подошли к той опасной черте, за которой начинается хаос и неразбериха, когда люди, недовольные действиями власти, выходят на улицу и требуют от слов, которые уже давно всем надоели, перейти к делу. Нужна реальная и не виртуальная борьба с коррупцией.
Про то, что в России воруют, было сказано классиком двести лет назад, так что большой новости здесь нет. 21 век внес уточнения в масштабы, но не в суть процесса. На фоне миллиардов полковника Захарченко те 29 миллионов 187 тысяч рублей, которые, по версии следствия, незаконно были выплачены сотрудникам Роскомнадзора в период с ноября 2012 по февраль 2017, это жалкие крохи, размер которых может свидетельствовать об изумительной скромности и беспримерной честности чиновников главного цензурного ведомства России. Ведь если даже предположить, что все обвинения СКР верны, получается, что каждый из троих крал в месяц в среднем менее двухсот тысяч рублей...