Российская экономика, страдавшая до 2008 года от избытка инвестиций, вот уже пять лет мучается от инвестиционного голода. Приток капитала сменился стремительным оттоком, граничащим с бегством. Попытки государства заменить собой частных инвесторов пока безуспешны: госинвестиции на порядок менее эффективны, а масштабные прорывные проекты оборачиваются масштабным воровством и ростом бюджетного дефицита. Улучшение инвестиционного и делового климата объявлено одним из главных приоритетов правительства. Президент Путин в мае 2012 года поставил перед кабинетом задачу к 2018 году поднять место России со 120-го до 20-го в оценивающем состояние делового климата рейтинге Всемирного банка, сделав «сто шагов», которые вернут в страну инвесторов.
Правительство взялось активно бороться с офшорами, когда российская экономика начала замедляться, отток капитала принял угрожающие размеры, а федеральный бюджет стал сводиться с большим трудом. Но, как и любое ужесточение регулирования, антиофшорный закон пагубно скажется на деловом климате, улучшение которого объявлено одним из главных приоритетов правительства, и станет лишним аргументом для потенциальных инвесторов, чтобы не связываться с российской экономикой. И хотя краткосрочный эффект для бюджета может оказаться положительным, в долгосрочной перспективе задача модернизации экономики может оказаться совсем уж невыполнимой.
Представители малого и среднего бизнеса написали «челобитную» помощнику Путина Андрею Белоусову с просьбой убедить патрона наложить вето на принятые Госдумой и Советом Федерации поправки в Налоговый кодекс. Молниеносно принятые поправки фактически отменяют режим упрощенного налогообложения для предприятий малого бизнеса и вдвое увеличивают налоговую нагрузку на них. Подписание Путиным закона станет толчком для новой волны ухода предпринимателей в «тень» и повышения цен на товары и услуги. Впрочем, этот «крик души», скорее всего, так и останется неуслышанным. Бюджету нужны деньги, причем немедленно.
О том, что отзыв лицензии Мастер-банка может послужить толчком для развития банковского кризиса в России, я писал еще в конце ноября. С тех пор ЦБ отозвал лицензии еще у трех банков, причем большинство аналитиков уверены, что процесс очистки российской банковской системы только начинается. Сразу оговорюсь, писать о том, правильно или нет Банк России отзывает лицензии, давать какие-то оценки действиям регулятора или лишающихся своего бизнеса (в чем бы он ни заключался) банкиров, не собираюсь. Речь о возможных угрозах и последствиях.