Ни для кого не секрет, что, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, варварское истребление памятников архитектуры в Москве шло полным ходом. Беззастенчиво крушили даже ближайшее окружение Кремля — памятники XVII-XIX веков, основу исторической Москвы. Сносили кварталами, или «втыкали» в двух-трехэтажную застройку высоченные башни, которые на фоне особняков смотрелись более чем нелепо. Все призывы культурной общественности остановить планомерное истребление собственной истории наталкивались на принципиальную позицию бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова — коммерческая выгода прежде всего. Хотя сам мэр периодически произносил красивые слова об «усилении контроля за памятниками» и даже предлагал за их разрушение «привлекать к уголовной ответственности». С приходом на пост мэра Сергея Собянина многие высказывали надежду, что к городу отныне будет более бережное отношение. Однако, судя по всему, традиции Лужкова берут верх. А у нынешнего министра культуры Владимира Мединского и вовсе экзотические взгляды на культурное наследие России — он отрицает связи России с европейской традицией, становясь таким образом в оппозицию Пушкину, который считал, что «горе стране, находящейся вне европейской системы».
«Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант уродует детские души!». Это цитата из письма жительницы Петербурга Инны уполномоченному по правам ребенка в этом городе Светлане Агапиевой. «Мужика без порток» зовут Давид. Эту копию его статуи работы Микеланджело организаторы мультимедийной выставки «Микеланджело. Сотворение мира» выставили на Кирочной улице. С жалобщицей пытались говорить, ссылались на то, что в Петербурге на Миллионной улице довольно давно стоят Атланты в неглиже, и в Летнем саду, и в Петродворце полно статуй, и ни на одной из них нет ни трусов, ни лифчиков.
Сегодня, как никогда остро, стоит вопрос исторического наследия нашей столицы. Перерытые мостовые, точечная застройка заповедных зон, разрушение города под видом реконструкции – все это заставляет москвичей выходить на улицы. «Москве — статус исторического города!» – под таким лозунгом в конце мая прошёл митинг общественного движения Архнадзор. На Суворовской площади собрались те, у кого под боком хотят уничтожить лесопарк или исторический памятник, а на его месте построить офисное здание или элитный жилой комплекс. Судя по лозунгам и плакатам, погром идёт по всей Москве...
Вчера зашел на Зубовский, 2 — на чудесную выставку фотографий начала века, из коллекции Сергея Челнокова. Потом пил кофий и беседовал о прекрасном с его наследником, правнуком, организатором выставки. И он рассказал мне простую и поразительную историю. Он рассказал мне их несколько, и каждая — очередной диагноз стране.
Из уважения к такой действительно большой исторической фигуре невозможно выбирать место для его памятника по принципу случайного подбора. Боровицкая площадь для Святого Владимира абсолютно случайна, она не связана с ним никакими историческими или символическими узами. Необходимо было с самого начала позвать на помощь специалистов по истории Москвы и такой дисциплине, как сакральная топография, и спросить совета у них. Боровицкая площадь наполнена совершенно другими смыслам, это место начала Москвы, пересечения путей. В общем, совершенно другой контекст. Организаторы настаивают именно на таком варианте, и остаётся только смотреть, чем это всё обернётся.