Ни для кого не секрет, что, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, варварское истребление памятников архитектуры в Москве шло полным ходом. Беззастенчиво крушили даже ближайшее окружение Кремля — памятники XVII-XIX веков, основу исторической Москвы. Сносили кварталами, или «втыкали» в двух-трехэтажную застройку высоченные башни, которые на фоне особняков смотрелись более чем нелепо. Все призывы культурной общественности остановить планомерное истребление собственной истории наталкивались на принципиальную позицию бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова — коммерческая выгода прежде всего. Хотя сам мэр периодически произносил красивые слова об «усилении контроля за памятниками» и даже предлагал за их разрушение «привлекать к уголовной ответственности». С приходом на пост мэра Сергея Собянина многие высказывали надежду, что к городу отныне будет более бережное отношение. Однако, судя по всему, традиции Лужкова берут верх. А у нынешнего министра культуры Владимира Мединского и вовсе экзотические взгляды на культурное наследие России — он отрицает связи России с европейской традицией, становясь таким образом в оппозицию Пушкину, который считал, что «горе стране, находящейся вне европейской системы».
Градостроительная комиссия при правительстве Москвы одобрила возведение нового собора на территории Сретенского мужского монастыря. Для того чтобы построить огромный 40-метровый собор — общей площадью более 10 тыс. кв. м с семью надземными и двумя подземными этажами — придется снести шесть исторических зданий, четыре из которых имеют статус «ценных градоформирующих объектов». На месте предполагаемого собора по закону вообще ничего нельзя строить, поскольку это охранная зона памятника архитектуры — древнего собора Владимирской иконы Божьей матери, в котором находятся ценнейшие фрески.