Период равноправного партнерства Русской православной церкви со всеми общественными силами пришелся на первые годы перестройки и был недолгим. Церковь практически в первых же дней свободы билась за особый статус отношений с государством. В эпоху Ельцина началось постепенное сближение патриархии с властью. Благосклонность режима к религии и традиционным институтам вызывала у натерпевшихся за советские годы иерархов приступы сервилизма и мечты о симфонии. С начала 1990-х на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки соглашений с органами власти. Ставший в начале 2009 года патриархом митрополит Кирилл всегда заявлял себя принципиальным сторонником идеи симфонии церкви и государства. Наиболее ярко эти его устремления проявились в период протестных событий зимы 2011-2012 года. Недвусмысленная поддержка патриархом власти стала серьезным разочарованием для просвещенных слоев общества. С тех пор сотрудничество официальной церкви с государством только ширится. Во многом под давлением РПЦ Дума принимает дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о защите чувству верующих и пр. Патриархия всячески пытается ограничить свободу выражения в обществе на псведорелигиозных основаниях. Все эти усилия власть с благосклонностью принимает, стараясь, со своей стороны, тоже сделать церкви что-нибудь приятное.
Пастырский визит патриарха Кирилла в Латинскую Америку обошелся, по самым скромным подсчетам, в 20 миллионов рублей. Такую цифру называют журналисты, которые провели расследование на основе открытых источников. В самой патриархии никаких данных не приводят, лишь опровергают слухи об использовании государственных средств при организации поездок первоиерарха. Жаль, конечно, что финансовая сторона деятельности РПЦ МП остается до сих пор непрозрачной. Даже, казалось бы, в таких простых вопросах, как расходы на дипломатию. И можно понять требование партии «Коммунисты России» обнародовать сведения о расходах на поездку Святейшего.
Итак, событие, ожидавшееся почти два десятилетия, вот-вот свершится. Московский патриарх и папа Римский впервые в истории встретятся друг с другом. Только встреча выглядит крайне странной. Во-первых, она состоится в гаванском аэропорту, где дороги двух религиозных лидеров пересекутся на пару часов. Никаких роскошных декораций, торжественных речей и иного антуража, свойственного подобным саммитам, не предусмотрено. Не будет, разумеется, и совместной молитвы двух религиозных лидеров. Во-вторых, о встрече объявлено только за неделю до ее проведения. Это, конечно, не совсем напоминает визиты западных политиков в Афганистан или Ирак...
В Московском доме кино состоялся премьерный показ документального фильма Александра Гутмана «Братство», рассказывающий о повседневной жизни современных христиан. На фоне стремительной деградации синодальных структур и утратой духовенством своего авторитета кинолента демонстрирует, что Церковь жива не набором правил и властной вертикалью, а людьми, способными любить и помогать друг другу. Отношение в нашем обществе к словам «братство», «община» несколько настороженное.
Только о. Всеволод вознамерился сделать из России центр притяжения для всех жаждущих переустройства мира, как Священный синод Русской православной церкви снял его с должности руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Официальные основания — в связи с оптимизацией, два отдела, «по обществу» и «по СМИ», сливаются, поэтому один председатель становится лишним. Благородно, если учесть, что отставки Чаплина давно требовали не только какие-то никому не известные миряне, но совсем недавно вопрос пытались поднять официально — на общем собрании Минской епархии.