Период равноправного партнерства Русской православной церкви со всеми общественными силами пришелся на первые годы перестройки и был недолгим. Церковь практически в первых же дней свободы билась за особый статус отношений с государством. В эпоху Ельцина началось постепенное сближение патриархии с властью. Благосклонность режима к религии и традиционным институтам вызывала у натерпевшихся за советские годы иерархов приступы сервилизма и мечты о симфонии. С начала 1990-х на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки соглашений с органами власти. Ставший в начале 2009 года патриархом митрополит Кирилл всегда заявлял себя принципиальным сторонником идеи симфонии церкви и государства. Наиболее ярко эти его устремления проявились в период протестных событий зимы 2011-2012 года. Недвусмысленная поддержка патриархом власти стала серьезным разочарованием для просвещенных слоев общества. С тех пор сотрудничество официальной церкви с государством только ширится. Во многом под давлением РПЦ Дума принимает дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о защите чувству верующих и пр. Патриархия всячески пытается ограничить свободу выражения в обществе на псведорелигиозных основаниях. Все эти усилия власть с благосклонностью принимает, стараясь, со своей стороны, тоже сделать церкви что-нибудь приятное.
Патриарх Кирилл сдает одну позицию за другой, о чем свидетельствуют кадровые решения, принятые на очередном заседании Синода РПЦ МП, прошедшего 22 октября. Скандально известный архимандрит Сретенского монастыря, «духовник Путина» Тихон (Шевкунов) станет епископом Егорьевским. А это значит, что «лубянская» партия получает дополнительные козыри в борьбе за власть внутри господствующей конфессии. Церковь задыхается в железных объятиях государства. И нет сомнения, что Шевкунов сделает все возможное, чтобы эти объятия стали крепче.
Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки РФ одобрила паспорт специальности «Теология». В конце прошлой недели паспорт был опубликован на сайте ВАКа. При этом диссертационные советы по теологии пока создаваться не будут, так же как и присуждаться степени кандидатов и докторов теологии. Представители церкви очень этим недовольны: теологические факультеты и кафедры в светских вузах множатся, по стране их уже около 50-ти, а возможности нормально защищаться нет...
Вслед за юбилеем Преображенского братства свое 25-летие отметил Библейско-Богословский институт (ББИ) — уникальное заведение, известное своими межконфессиональными проектами и многообразной издательской деятельностью. Конференция «Богословие растерянности. Пути академического богословия на постсоветском пространстве», прошедшая 23 сентября в московском культурном центре «Покровские ворота», стала своеобразной кульминацией празднества. Но не завершением: в конце недели состоялась еще одна конференция, приуроченная к 25-летию института — «Библеистика и перевод Библии на постсоветском пространстве», которая в известной степени подвела итоги четвертьвековым трудам по переводу библейских текстов на современный русский язык.
Служение золотому тельцу — одна из главных проблем РПЦ МП. Ладно, все эти предметы роскоши — «лексусы», квартиры с нанопылью и дорогие часы: всякое бывает, здоровый эгоизм. В конце концов, светские олигархи ради удовлетворения своих амбиций поступают гораздо круче церковных, и ничего, общество не ропщет. Но вот когда из-за бабла православные менеджеры торпедируют общественное благо, то ой. «Ну, зачем тебе Исаакиевский собор? Успокойся, владыко!» «Ну, зачем тебе кусок парка на Речном вокзале? Уймись, отец благочинный!» А они тебе в ответ что-нибудь про церковную пользу — и к лакомому куску. Как кот Васька в известной басне Крылова, слушает да ест.
Классики советовали не умножать сущности сверх необходимого, поэтому история с погромом в Манеже не кажется мне чересчур сложной. Выводы легко раскладываются на несколько простых задач, решаемых в двоичной системе. Задача первая: о государстве. Гражданин Ц. выступил организатором массовых хулиганских действий, нанесших материальный и моральный ущерб как отдельным людям, так и обществу в целом. Совершил не в состоянии аффекта, а вполне сознательно, в центре Москвы, с большим общественным резонансом. В содеянном не раскаивается, призывает к продолжению противоправных действий.
Насаждаемое сверху «духовное возрождение» добралось до визитной карточки города на Неве. Санкт-Петербургская епархия попросила у Смольного безвозмездно вернуть ей один из символов Северной столицы — Исаакиевский собор. Известный своим трепетным отношением к православию губернатор Георгий Полтавченко вроде как поддержал обращение, попросил чиновников от культуры рассмотреть и подготовить проект ответа. А это значит, что над Музеем четырех соборов (куда входят также храм Спаса-на-Крови, Смольный и Сампсониевский соборы) занесен дамоклов меч.
«В честь Крещения Руси по всей России проходят торжества» — эту фразу вчера повторяли на разные лады практически на всех телеканалах и во многих бумажных СМИ. В Москву съехались делегации православных поместных церквей, патриарх Московский и всея Руси совершил литургию в храме Христа Спасителя, от имени президента в Кремле устроили грандиозный прием на 400 человек, на котором присутствовали и представители других религиозных организаций России, «традиционных», естественно. Произносили много красивых слов — о ключевом повороте в истории государства и культуры, о создании единой русской нации...