Период равноправного партнерства Русской православной церкви со всеми общественными силами пришелся на первые годы перестройки и был недолгим. Церковь практически в первых же дней свободы билась за особый статус отношений с государством. В эпоху Ельцина началось постепенное сближение патриархии с властью. Благосклонность режима к религии и традиционным институтам вызывала у натерпевшихся за советские годы иерархов приступы сервилизма и мечты о симфонии. С начала 1990-х на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки соглашений с органами власти. Ставший в начале 2009 года патриархом митрополит Кирилл всегда заявлял себя принципиальным сторонником идеи симфонии церкви и государства. Наиболее ярко эти его устремления проявились в период протестных событий зимы 2011-2012 года. Недвусмысленная поддержка патриархом власти стала серьезным разочарованием для просвещенных слоев общества. С тех пор сотрудничество официальной церкви с государством только ширится. Во многом под давлением РПЦ Дума принимает дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о защите чувству верующих и пр. Патриархия всячески пытается ограничить свободу выражения в обществе на псведорелигиозных основаниях. Все эти усилия власть с благосклонностью принимает, стараясь, со своей стороны, тоже сделать церкви что-нибудь приятное.
Уже седьмой день жители Бабушкинского и Лосиноостровского районов дежурят в парке «Торфянка», где противозаконно пытаются начать строительство сначала временной часовни и дома причта, а затем — храмового комплекса на 500 прихожан. Когда-то «Торфянка» появилась на месте подмосковных дач. В самом начале 1980-х дома тут снесли, район застроили, но не весь, остался лоскуток зелени, где до сих пор цветут и плодоносят старые яблони и груши, растут огромные сосны и ясени, есть свой небольшой пруд, который любят утки и рыбаки. В парке тихо: здесь нет никаких развлекательных аттракционов, кроме детских площадок, зато много птиц, и летом именно на поляне, отданной под храм, поют соловьи.
Совершенно очевидно, что вне зависимости от конкретной повестки встречи папы Римского и Владимира Путина уже есть определённая традиция. Она возникла некоторое время назад, в Ватикане был и сменщик Владимира Путина, и лидеры российского государства до него. Это очень интересная и важная историческая тенденция. В XIX веке об этом мечтали, у весьма неглупых людей были даже соответствующие схемы, казалось, что если русский царь встретиться с Папой, то в мире что-то изменится. Тогда эти схемы казались утопиями, но время доказало их справедливость. Встречи должны происходить, речь идёт просто о взаимопонимании.
Литература в русской истории всегда занимала важное идеологическое место. Но в постперестроечную эпоху одно время казалось, что она просто обязана превратиться в изящную словесность, как это и произошло на Западе. Пруст, понимаете. Уайльд. Ан нет. Неосоветские ветра вдохнули в традиционный спор западников и славянофилов новую энергию. И ареной политических страстей стали даже литературные премии. На днях Общество поощрения изящной поэзии награждало очередного лауреата. Ну, казалось бы, чего особенного: церемония, речи. Но вот стихи...
Многострадальный школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), кажется, дышит на ладан — Общественный совет при Министерстве образования отверг предложение патриарха Кирилла преподавать курс не только в начальных классах — и в церкви вновь решили прибегнуть к многажды испытанной тактике: не проходит одно — значит, нужно тут же найти что-то другое. Так, на слушаниях в Общественной палате, посвященных семейным ценностям, протоиерей Дмитрий Смирнов предложил включить в школьную программу новую опцию — «Нравственные основы семейной жизни». Резоны все те же: «Нам нужно постараться всеми доступными средствами изменить нравственное состояние нашего общества».