Период равноправного партнерства Русской православной церкви со всеми общественными силами пришелся на первые годы перестройки и был недолгим. Церковь практически в первых же дней свободы билась за особый статус отношений с государством. В эпоху Ельцина началось постепенное сближение патриархии с властью. Благосклонность режима к религии и традиционным институтам вызывала у натерпевшихся за советские годы иерархов приступы сервилизма и мечты о симфонии. С начала 1990-х на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки соглашений с органами власти. Ставший в начале 2009 года патриархом митрополит Кирилл всегда заявлял себя принципиальным сторонником идеи симфонии церкви и государства. Наиболее ярко эти его устремления проявились в период протестных событий зимы 2011-2012 года. Недвусмысленная поддержка патриархом власти стала серьезным разочарованием для просвещенных слоев общества. С тех пор сотрудничество официальной церкви с государством только ширится. Во многом под давлением РПЦ Дума принимает дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о защите чувству верующих и пр. Патриархия всячески пытается ограничить свободу выражения в обществе на псведорелигиозных основаниях. Все эти усилия власть с благосклонностью принимает, стараясь, со своей стороны, тоже сделать церкви что-нибудь приятное.
Война между Церковью и культурой в современной России носит гибридный характер. История с «Тангейзером» скорее исключение из правил. Не нужны ведомству православного исповедания громкие скандалы. Вот дернулся священник из Удмуртии, написал жалобу на постановку пушкинской «Метели». И тут же церковные топ-менеджеры его одернули, а местная епархия сочла необходимым даже извиниться перед министром культуры и туризма республики.
Министерство образования взяло паузу в деле дальнейшего внедрения в школы курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Общественный совет при министерстве отверг предложение патриарха распространить курс на все годы обучения в школе. Решено сначала проанализировать ситуацию, понять, каковы результаты. Кроме того, по свидетельству председателя Синодального отдела религиозного образования митрополита Меркурия, в глубинке во многих местах не могут обеспечить преподавание даже имеющегося курса в полном объеме и на то, чтобы довести дело до ума, потребуется лет пять, не меньше. Но и без этого понятно, что 10 лет «основ» — явный перебор.
Скандал вокруг мощей святых Евфросинии и Евфимия Суздальских связан с тем, что конституционная норма светского государства входит в противоречие с неформальными представлениями о роли Русской православной церкви в жизни страны. Как обычно бывает в России, при столкновении формальных и неформальных принципов преимущество на практике получают вторые. Система институтов и законодательства, выстраивавшаяся в 1990-е годы, выглядит красивой надстройкой над укоренившейся системой неформальных понятий.
Борис Мездрич, директор Новосибирского театра оперы и балета, где поставили спектакль «Тангейзер», уволили по распоряжению министра культуры Мединского. В конце февраля против директора театра Бориса Мездрича и режиссёра «Тангейзера» Тимофея Кулябина было возбуждено административное дело по обвинению в оскорблении чувств верующих. 10 марта суд прекратил делопроизводство в связи «с отсутствием правонарушения». Однако церковные власти продолжили давление на правоохранительную систему, призвав к очередным митингам против постановки. Митрополит Тихон приравнял к «христопродавцам» жителей города, которые не придут на «молитвенное стояние» против спектакля.