Период равноправного партнерства Русской православной церкви со всеми общественными силами пришелся на первые годы перестройки и был недолгим. Церковь практически в первых же дней свободы билась за особый статус отношений с государством. В эпоху Ельцина началось постепенное сближение патриархии с властью. Благосклонность режима к религии и традиционным институтам вызывала у натерпевшихся за советские годы иерархов приступы сервилизма и мечты о симфонии. С начала 1990-х на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки соглашений с органами власти. Ставший в начале 2009 года патриархом митрополит Кирилл всегда заявлял себя принципиальным сторонником идеи симфонии церкви и государства. Наиболее ярко эти его устремления проявились в период протестных событий зимы 2011-2012 года. Недвусмысленная поддержка патриархом власти стала серьезным разочарованием для просвещенных слоев общества. С тех пор сотрудничество официальной церкви с государством только ширится. Во многом под давлением РПЦ Дума принимает дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о защите чувству верующих и пр. Патриархия всячески пытается ограничить свободу выражения в обществе на псведорелигиозных основаниях. Все эти усилия власть с благосклонностью принимает, стараясь, со своей стороны, тоже сделать церкви что-нибудь приятное.
Протоиерей Всеволод Чаплин перешел от слов к делу. Тему «православного банкинга» он поднимал уже неоднократно, а вот теперь решил засучить рукава. Губернаторам областей, известных инициативами «по поддержке православного образа жизни», разосланы, как пишут «Известия», письма с предложением принять участие в формировании православной финансовой системы. Ее главными принципами должны стать «отсутствие ссудного процента, а вознаграждение от инвестиций в совместные проекты должно зависеть от доходности предприятия». Ну и конечно же «запрещается деятельность, не направленная на создание реального общественного богатства... основанная на разнице цен и ином спекулятивном поведении».
Русская православная церковь совместно с Российским православным университетом (РПУ) подготовила учебник для мигрантов. Дело в том, что с 1 января 2015 года каждый гастарбайтер, чтобы легально устроиться в России на работу, должен будет сдать комплексный экзамен по русскому языку, истории и праву. Минобрнауки утвердило список вузов, где такие экзамены будут принимать — это МГУ, РУДН, Институт русского языка имени А.С. Пушкина, СПбГУ и Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске. Российский университет дружбы народов уже готовит мигрантов к экзаменам — пока бесплатно, но очень скоро подготовка станет платной.
Уходящая неделя была вполне богата на события, но все они, так или иначе, укладывались в контекст информационной текучки последнего времени, и только Всемирный русский народный собор (ВРНС) выбился из этого ряда. Он уже целый год не баловал нас своими эпохальными решениями. Все, однако, в свое время: в положенный срок собрались и эпохальное решение приняли — на сей раз Декларацию русской идентичности. Тем, кто хоть сколько-нибудь следит за деятельностью ВРНС и идеологическими построениями его главного вдохновителя, когда-то митрополита, а теперь патриарха Кирилла, ясно, что это перепевы документов и концептов многолетней давности.
Ведь именно в 14-м корпусе был кабинет с окном, выходящим на Красную площадь. Свет в этом окне по ночам не гас. Детгизовские авторы и советские люди молодому поколению и самим себе повторяли: в этом кабинете работает и думает за нас товарищ Сталин... После 5 марта 1953 комендант Кремля, энергосбережения ради, светильник этот стал к вечеру гасить. Не прошло и 30-ти с лишним лет, как с купола Большого дворца (у нас с Ксенией на глазах) был спущен красный стяг диктатуры пролетариата.
Прогуливаясь в четверг по Кремлю, Владимир Путин предложил своим спутникам, среди которых был Сергей Собянин и комендант Кремля Сергей Хлебников, подумать о том, чтобы восстановить на Ивановской площади Чудов и Вознесенский монастыри, которые когда-то там располагались. Монастыри были снесены в 1929-1930 годах, и на их месте позднее построен14-й корпус Кремля, административное здание, которое все советские люди отлично знали, поскольку на картинках Кремль так всегда и изображали — зубчатые стены, а над ними желтое здание с развевающимся красным флагом. Корпус уже несколько лет находится на реконструкции...