Период равноправного партнерства Русской православной церкви со всеми общественными силами пришелся на первые годы перестройки и был недолгим. Церковь практически в первых же дней свободы билась за особый статус отношений с государством. В эпоху Ельцина началось постепенное сближение патриархии с властью. Благосклонность режима к религии и традиционным институтам вызывала у натерпевшихся за советские годы иерархов приступы сервилизма и мечты о симфонии. С начала 1990-х на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки соглашений с органами власти. Ставший в начале 2009 года патриархом митрополит Кирилл всегда заявлял себя принципиальным сторонником идеи симфонии церкви и государства. Наиболее ярко эти его устремления проявились в период протестных событий зимы 2011-2012 года. Недвусмысленная поддержка патриархом власти стала серьезным разочарованием для просвещенных слоев общества. С тех пор сотрудничество официальной церкви с государством только ширится. Во многом под давлением РПЦ Дума принимает дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о защите чувству верующих и пр. Патриархия всячески пытается ограничить свободу выражения в обществе на псведорелигиозных основаниях. Все эти усилия власть с благосклонностью принимает, стараясь, со своей стороны, тоже сделать церкви что-нибудь приятное.
Федеральная налоговая служба рапортует, что доходы религиозных организаций за три года выросли почти в три раза, составив в прошлом году 4,6 млрд рублей (в 2011-м было 1,47 млрд рублей). Эти данные оказались в распоряжении газеты «Известия». В Русской православной церкви рост доходов связывают с ростом числа прихожан. «Деятельность церкви расширяется, — говорит замруководителя пресс-службы Московской патриархии РПЦ Александр Волков. — В последние годы Церковь занимается увеличением количества епархий и приходов, соответственно, растет количество людей, которые посещают храмы...»
Грядет День крещения Руси, дата, которая с 1988 года (1000-летия события) стала общенациональным праздником и с тем или иным размахом, в зависимости от ее «круглости», отмечается ежегодно. Как правило, торжества проходят не только в Москве, но и в Киеве. С 2008 года на празднование в Киев регулярно приезжает Патриарх Московский и всея Руси, и в связи с этим вокруг гипотетической поездки в Украину патриарха Кирилла уже возникли всевозможные слухи и конспирологические версии.
В Русской православной церкви продолжается процесс уничтожения общин, этих церковных элементов гражданского общества. Под епископский каток попадают либеральные и националистически мыслящие группы, левые и правые. Потому что церковным топ-менеджерам по большому счету все равно, каких ты взглядов. Важно, чтобы поляна была зачищена и все процессы легко контролировались со стороны епархиального начальства. «Никакого разномыслия и инициативы, помимо архиерейской», — вот четкий месседж верующему народу.
Победители сочинской Олимпиады в парном катании, россияне Татьяна Волосожар и Максим Траньков, выступили под музыку из рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» и изобразили распятие. И заметьте, никто из «православной общественности» не закричал. Это вам не на богомоловский спектакль МХТ наезжать: защитники в самом верху найдутся. Что, в данном случае, и хорошо. Культура не может существовать без метафизических поисков. К тому же все время оглядываться на реакцию фриков не очень полезно ни культуре, ни религии.
Вчера Госдума рассмотрела во втором чтении поправки в бюджет на 2014-2016 годы. Согласно поправкам, Русская православная церковь получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн руб. в 2014 году и еще 600 млн — в 2015-м, на финансирование «объектов епархиального управления». Средства выделяются в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России». Заметим, что Общественному телевидению, например, Дума в финансовой помощи отказала — а речь шла всего о каких-то 300 миллионах. Но церкви и миллиардов не жалко.