Период равноправного партнерства Русской православной церкви со всеми общественными силами пришелся на первые годы перестройки и был недолгим. Церковь практически в первых же дней свободы билась за особый статус отношений с государством. В эпоху Ельцина началось постепенное сближение патриархии с властью. Благосклонность режима к религии и традиционным институтам вызывала у натерпевшихся за советские годы иерархов приступы сервилизма и мечты о симфонии. С начала 1990-х на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки соглашений с органами власти. Ставший в начале 2009 года патриархом митрополит Кирилл всегда заявлял себя принципиальным сторонником идеи симфонии церкви и государства. Наиболее ярко эти его устремления проявились в период протестных событий зимы 2011-2012 года. Недвусмысленная поддержка патриархом власти стала серьезным разочарованием для просвещенных слоев общества. С тех пор сотрудничество официальной церкви с государством только ширится. Во многом под давлением РПЦ Дума принимает дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о защите чувству верующих и пр. Патриархия всячески пытается ограничить свободу выражения в обществе на псведорелигиозных основаниях. Все эти усилия власть с благосклонностью принимает, стараясь, со своей стороны, тоже сделать церкви что-нибудь приятное.
Увы, чудес не бывает. А если таковые и случаются, то только в худшую сторону. Еще недавно среди немногих положительных свойств российской власти можно было отметить отсутствие антисемитизма. Но увлеченность Кремля теориями заговоров, уверенность, что западные спецслужбы желают свергнуть Владимира Путина с помощью «цветной революции», неизбежно вели к выявлению зловредной нации. Той, на которую можно списать все российские беды, включая дурные дороги, отсутствие канализации в отдельных населенных пунктах, ну и, само собой разумеется, отсутствие воды в кранах. А также убийство православного государя.
Оценка революции 1917 года как трагедии превалирует в церковном сообществе, однако серьезного разговора на тему, почему эта трагедия произошла, каковы уроки случившегося, не ведется — к таким выводам пришли авторы медиаисследования Аналитического центра S-t-o-l.com Алина Гарбузняк и Ольга Солодовникова, презентация которого состоялась 26 июля в Meeting Point на Охотном ряду. Для исследования были выбраны такие православные СМИ, как телеканал «Спас» (программа «Консервативный клуб»), радио «Вера», Журнал Московской патриархии и журнал «Фома», интернет-ресурсы pravmir.ru, pravoslavie.ru, radonezh.ru, православные сегменты светских СМИ: «Слово пастыря» на Первом канале, статьи в «Российской газете» и «НГ-религии» (всего 148 текстов).
В минувший понедельник один из наиболее известных священнослужителей РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин обрушился с убийственной критикой на еще не вышедший в свет, но уже знаменитый фильм Алексея Учителя «Матильда». В котором, как мы знаем, рассказывается о сложных взаимоотношениях между последним русским самодержцем и одноименной балериной. Как нынче стало модно, отец Всеволод не ограничился письменным высказыванием, а записал видеообращение — «Пред лицем Господа трепещи, земля!». Впрочем, еще до протоиерея Чаплина другой представитель РПЦ, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, инициировал сбор подписей за запрет проката фильма «Матильда».
Протоиерей Всеволод Чаплин написал текст под названием «Божиий слуга Сталин», который сейчас висит на сайте «Эха Москвы». В нем священнослужитель РПЦ возмущается теми, кто «поднимает информационный шум вокруг Сталина», и объясняет, что «он был невольным (или вольным?) бичом Божиим против кровавых творцов революции и «красного террора», Божиим слугой, «отмстителем в наказание делающим злое». И далее Всеволод Анатольевич резюмирует сказанное: «Справедливость должна водительствовать сильной рукой». Да, и конечно же про то, что те, кто шумит против Сталина, это сплошь потомки палачей, а причина нынешней коррупции — ельцинская приватизация.