По мере деградации государственных институтов в России граждане начинают объединяться, чтобы взять на себя функции, которые государство в его нынешнем виде выполнять не в состоянии либо делает это настолько плохо, дорого и неэффективно, что лучше бы уж и не бралось. Гражданские инициативы далеко не всегда связаны с политической активностью, нередко это социальные или исторические волонтерские проекты, деятельность церковно-мирянских организаций. Именно они являются той средой, из которой может вырасти гражданское общество, общество самостоятельных граждан, готовых брать на себя ответственность за то, что происходит с ними и со страной, в которой они живут.
«Ни одно доброе дело не должно остаться без наказания» — похоже, этот принцип стал основой политики российского государства в его отношениях с обществом. Министерство юстиции объявило «Экологическую вахту по Северному Кавказу» иностранным агентом. Это произошло 13.09.2016 года, а предшествовал тому целый ряд событий, произошедших с 5 по 13 сентября. Добровольцы-экологи из Гринписа России и Эковахты по Северному Кавказу прибыли в Краснодарский край, чтобы помочь МЧС тушить пожары в устье реки Кубань. Экологи согласовали свою противопожарную экспедицию с губернатором края, его заместителем, а также с местными структурами МЧС.
Верховный суд РФ оставил в силе приговор, вынесенный Пермским судом автослесарю из Перми Денису Лузгину за перепост записи в блоге, содержащей фразу «коммунисты и Германия совместно напали на Польшу, развязав Вторую мировую войну, то есть коммунизм и нацизм честно сотрудничали». Суд счел эту фразу противоречащей «фактам, установленным Нюрнбергским трибуналом», а ее перепост — распространением «заведомо ложных сведений».
Совет по правам человека при президенте РФ направил в Генпрокуратуру материалы по вопросу о практике женского обрезания в районах Дагестана. Председатель этого совета, Михаил Федотов, сообщил на «Эхе Москвы», что планирует «эту тему обсуждать с прокуратурой, с Минздравом, психологами, с представителями Минобразования, но не в общественном пространстве». Михаил Федотов пояснил, что они это все обсудят в своем кругу, «чтобы тему не развивать», поскольку «работа с проблемой должна быть деликатной, чтобы не ставить детей под угрозу насилия».