Аббревиатура BRIC появилась в 2001 году. Автором ее стал Джим О’Нилл, глава департамента глобальных экономических исследований Goldman Sachs, который в аналитическом докладе объединил четыре экономик мира с наиболее динамично растущими объемами ВВП – Бразилию, Россию, Индию и Китай, – и назвал их будущими мировыми экономическими лидерами. Термин прижился. Начиная с 2006 года, лидеры четырех стран БРИК начали проводить неформальные встречи, а с 2009 года – регулярные официальные саммиты. В 2011 году к БРИК присоединилась Южная Африка, после чего оформившаяся к тому времени организация превратилась в BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa).
Объединению стран БРИКС способствовал мировой кризис 2008 года, главными причинами которого многие посчитали безответственную экономическую и денежно-кредитную политику США, перекосы в мировой экономике, несправедливую и «порочную» мировую финансовую архитектуру, в основе которой лежит американский доллар. Потенциальные глобальные экономические лидеры попытались сделать систему более «справедливой», однако дальше создания «Большой двадцатки», быстро выродившейся в бессмысленный, не принимающий никаких решений саммит, дело не пошло. Попытка перераспределить квоты в МВФ и превратить Фонд в «глобальный ЦБ», среди прочего несущий на себе функцию эмиссии мировой валюты, провалилась. Поэтому страны БРИКС приняли решение создавать параллельные институты.
Едва ли Гонконг реально станет таким уж заразительным примером. Китайская оппозиция слаба. При этом в обществе есть средний класс, который предпочитает двигаться к более свободному государству, скорее, эволюционным путем, а революций опасается. Есть и совсем другие слои общества, настроенные более радикально, но ориентирующиеся не на опыт Запада или соседних стран, а на опыт «культурной революции». Это антибюрократические и антикоррупционные, но в тоже время ультралевые политические силы, и именно они являются сейчас основной проблемой для китайских властей, тем более что эти взгляды имеют своих симпатизантов и внутри Коммунистической Партии Китая.
Cозданный механизм хорош и достаточен, когда речь идет о внезапных финансовых катаклизмах, которые носят краткосрочный спекулятивный характер. Что же касается России, отток капитала тут за последние пять лет принял системный характер. А учитывая, что только за первый квартал этого года из страны утекло около 80 миллиардов долларов, 18-ти миллиардов, которые Россия имеет право получить от Пула, хватит от силы на две-три недели.Что же касается проблем, которые будут носить глобальный характер и затронут экономики всех развивающихся стран, включая Китай, об эффективности Пула условных валютных резервов и вовсе говорить нечего.