Чарльз Бойкот и Ричард Гир
То, что был такой человек Чарльз Бойкот, знают не все.
Имя Ричарда Гира общеизвестно.
Именем Бойкота назван бойкот — «одна из принудительных мер несилового воздействия во имя поддержания мира».
Именем Гира пока ничего не названо.
Вряд ли кто помнит, что мистер Бойкот в 1880 году управлял имением в Ирландии и отказался повысить плату работникам, собиравшим в имении урожай, из-за чего они договорились к нему больше не идти.
Но все агентства цитируют Ричарда Гира, который, наблюдая, как в Сан-Франциско убивают олимпийский огонь, заявил: «Похоже, что весь мир отреагировал на ситуацию в Китае. Все поняли, что Олимпийские игры не являются для китайских властей спортивным событием. Пекин использует игры, чтобы добиться как бы косвенного одобрения происходящих в стране репрессий и нарушений прав человека».
Интересно, если бы Олимпиада намечалась в Америке и ряженые были бы за бойкот из-за войны в Ираке, Гир бы его поддержал?
Каждое слово во фразе Гира — полный абсурд.
Во-первых, отреагировал не мир. Мир только осмысляет происходящий позор. Но, как и водится, первой отреагировала пацанва, которой плевать на любые идеалы. Пользуясь отсутствием границ, шенгеном и скидками на авиарейсы, западные «nashy» кидаются под ноги спортсменам, пытаясь выдрать из их рук олимпийскую горелку. Только вчера они услышали о Тибете, до сих пор путают Далай-ламу с Джеки Чаном, но, уже, нарисовав на лицах «Free Tibet», ждут спортсмена с факелом, чтобы сбить его с ног.
Что касается мира, то только сейчас к его лидерам приходит осознание, что придуманный в Олимпии вселенский праздник используется как дешевый повод для флешмоба. И что нужно решать не только вопрос с правами тибетцев, но и то, как оградить олимпийский огонь от тех, кто на улице выдирает олимпийский огонь из рук спортсмена, но — потом — будет торчать у телевизора и под пиво и орешки ожидать новых спортивных рекордов.
Это как в фильмах, где киллер убивает певца, а потом дома обкапывает розы под его музыку. И у него все сходится.
Вторая фраза Гира не менее абсурдна, чем первая.
Кто эти «все», кто понял, что для властей Китая олимпиада не спортивное событие?
Я, например, не понял.
И не потому что глуп, а потому что не вижу специальной лакмусовой бумажки, помогающей определять олимпиаду как спорт или как пропаганду. Этот определитель только в голове у Гира, который, по всей видимости, представляет себе, что к Олимпиаде Китай должен дать независимость Тибету, забыть о Тайване и перестать массово рожать детей. И, главное, убедить свой растущий средний класс прекратить пить вкусное молоко, кушать хлеб и вернуться к плошке риса. А еще перестать усиленно потреблять нефть и газ. Ведь, как известно, именно по этой причине наблюдается мировой рост цен.
Возможно, Гиру важнее тибетцы.
А для меня, например, важнее все остальные.
Значит ли это, что, если я буду бегать за факелом по Сан-Франциско, в знак протеста против того, что китайцы начали усиленно пить молоко, я буду правозащитником?
И что значит «не являются спортивным событием»?
Я, конечно, понимаю, что можно построить стадион по-чилийски, для последующего содержания на нем политических оппонентов. Более того, китайцы, как люди расчетливые, возможно, решили совместить приятное с полезным. И все будущие олимпийские объекты построены как общий тюремный комплекс.
Например, стадион — место сбора и фильтрации, беговая дорожка — место для прогулок по кругу.
Кольца и брусья — пыточные, для подвешивания любителей свободы и демократии.
А олимпийский бассейн — место казни. Можно в нем людей топить, а можно предлагать прыгнуть с десятиметровой вышки, забыв налить в него воду.
Возможно, есть такой замысел, но если он и существует, то только в сознании самого Гира.
Третий абсурд любителя Тибета вытекает из первых двух.
Разве любые Олимпийские игры не используются как политический фактор?
Но если по улице пробежит спортсмен с факелом, а потом в Китай приедут туристы, посидят на трибунах и купят, на память, сувенирную пагоду, означает ли это, что Китай злобно использовал этих туристов в своих политических целях?
А если завтра игры буду в Штатах и будет продолжаться иракская война, то означает ли это, что, приехав в Нью-Йорк, поглазев на прыжки с шестом, съев Биг-Мак и выпив колу, я поддержал режим, который свел в могилу четыре тысячи американских солдат, обрушил доллар и сгенерировал мировую рецессию, которую Международный валютный фонд оценивает как повторение Великой депрессии?
Однако довольно предположений.
Я помню бойкот московской Олимпиады: советский режим, пустынная Москва, все неугодные высланы за сто первый километр. В магазины, временно, завезли финский сыр в коробочках, который можно намазывать на хлеб, и соки в пакетиках с трубочками.
Этот сыр и сок исчезли, как только закончилась Олимпиада.
Это был восьмидесятый год.
Лишь через два года умер Брежнев, а до перестройки была еще целая череда престарелых лидеров, которые мусолили бойкот как пример своей национальной обиды и враждебности Запада.
А вот другой пример. Фестиваль молодежи и студентов в пятьдесят седьмом в Москве: толпы народа на улице, рок-н-ролл, жвачка, джинсы.
Изумленные выкрики: «Неужели такое существует?!»
Конечно, были и издержки. Вместе с чернокожими красавцами, которых москвички затаскивали к себе домой, они получали и доселе невиданный сифилис.
Но, в конце концов, не по нему меряют историю.
Признано: именно этот фестиваль, который был чистой пропагандой, дал мощный толчок изменениям.
Любой живой иностранец в деспотичной стране — лучшая контрпропаганда. Когда он вынимает пачку денег или кредитку, чтобы что-то купить, с рассеянным видом сидит на трибуне, а потом, под фонарями, горланит с друзьями песни под местную водку, настоянную на змее, которая болтается внутри бутылки, у местных возникает вопрос: а почему и я так не могу?
Бессмысленность произвольного бойкота Олимпиады очевидна, потому что размыты критерии этого бойкота. Размытость критериев ведет к толпам, бегающим по улицам за олимпийским огнем.
Чтобы вступить в объединенную Европу, нужно десятки лет полировать свою демократию, унифицировать с ЕС законодательство и уладить внутренние конфликты.
Это условие прописано на бумаге.
Но в Олимпийской хартии ничего этого нет, и идея укрощения диктатур вырождается в увлекательную народную забаву.
Может быть, пришло время это прописать?
Опасно, что миллионы зрителей будут собираться у телевизоров не в ожидании спортивных результатов.
Они будут ждать другого.
Сорвут ли пронос огня.
Выбежит ли голый человек с надписью «Free Tibet» на заду во время церемонии открытия.
Как можно будет отличить марафонца от сотен правозащитников, бегущих в майках с призывами рядом с ним.
Прыгнет ли в бассейн с ватерполистами смешной толстяк со спасательным кругом, с той же надписью.
Сколько тысяч сумасшедших присоединятся к этому абсурду, чтобы их, после ареста, показали по телевизору.
Теперь можно устроить любое хулиганство, прикрывшись тибетскими монахами.
Идея «мы китайцев или они нас» бодро пошла в народ, превратившись в идиотизм и выплеснув в мусор благородную идею демократизации через спорт, в чем и есть величие олимпийской идеи.
В древние времена, как известно, во время Олимпиады, прекращали воины.
Нынешние интеллектуалы типа Гира помогают вести войну со спортом во имя идеи девственно чистой Олимпиады.
Удивительный парадокс нашего времени абсолютных возможностей.
К каждой Олимпиаде придумывают какой-нибудь олимпийский символ.
Нынешней Олимпиаде я бы посвятил свой: Пьер Кубертен с «калашниковым» в руках, обвязанный боеприпасом C4, идет в последнюю атаку за олимпийские идеалы, потому что в Африке грязные туалеты.
Думаю, что Ричарду Гиру эта статуэтка пришлась бы по душе.