Локомотивы на нефтедолларовой тяге
Ах, как порадовались российские либералы, когда в конце прошлой недели президент Медведев выгнал из самолично им возглавляемой комиссии по модернизации российской экономики всемогущего главу «Ростехнологий» Сергея Чемезова, умудрившегося подгрести под себя изрядную долю российской промышленности. А уж когда днем позже президент позвал генпрокурора Юрия Чайку и начальника собственного контрольного управления Константина Чуйченко, да и поручил им провести комплексную проверку деятельности госкорпораций и представить предложения о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, радость приняла системный характер.
Очевидно, в госкорпорациях президент разочаровался, опытным путем придя к выводам, которые были очевидны еще в 2007, когда эти госкорпорации создавались.
«Создающаяся в стране система жизнеспособна только в условиях постоянного роста цен на российские экспортные товары, поскольку новые госкорпорации будут требовать все большей внешней подпитки, как это уже было с советским военно-промышленным комплексом. Устойчивость системы в долгосрочном плане, таким образом, снижается», — писал ЕЖ в тексте, посвященном итогам 2007 года.
Стоит напомнить, что идея принадлежала Владимиру Путину, тогда еще президенту. Он ее озвучил в своем прощальном Послании Федеральному собранию, рассказав об идее создания «институтов развития» (ВЭБа, который был переименован в «Банк развития», хотя название и не прижилось, «Роснанотеха» и «Российской венчурной корпорации», а также Фонда содействия реформе ЖКХ). Именно на госкорпорации была возложена почетная функция возрождения и модернизации национальной экономики. Они должны были исполнять роль мощных «локомотивов» на нефтедолларовой тяге, которые вывезут страну в светлое будущее — об этом весьма красноречиво вещал на Санкт-Петербургском экономическом форуме вице-премьер Сергей Иванов.
По осени госкорпорации полезли, как поганки после ливня. К названным в Послании добавились «Олимпстрой», «Росатом» и, наконец, «Ростехнологии».
Последняя — детище бывшего главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова — вообще стала уникальной. Поглотив сначала практически всю «оборонку» (сначала корпорации достались госпакеты 420 предприятий) вместе с более мелкими госкорпорациями — авиастроительной и судостроительной, она начала экспансию в смежные отрасли — металлургию, автомобилестроение, авиаперевозки.
За что только ни брался Чемезов. Он организовывал гигантский холдинг по производству автокомпонентов на базе «АвтоВАЗа», КАМАЗа и группы «СОК» (и государство с радостью отдало «Ростехнологиям» госпакеты предприятий). Он создавал вместе с московским правительством второй национальный авиаперевозчик — «Росавиа». И даже разработкой медных месторождений Чемезов успел за неполные два года позаниматься.Правда, на такие глупости, как модернизация полученных предприятий или хотя бы их финансовое оздоровление у «Ростехнологий» времени не нашлось. По признанию самого Чемезова, в конце мая более трети входящих в госкорпорацию предприятий пребывали в предбанкротном состоянии — «денежный дождь» из-за кризиса закончился.
В итоге авиакомпании, которые должны были стать костяком «Росавиа», одна за другой, со скандалом из-за невыплаты зарплат, обанкротились. За обещанный индусам авианосец «Адмирал Горшков» регулярно приходится краснеть, отодвигая сроки сдачи и увеличивая смету. Со святая святых — ядерной «Булавой» — сплошные неудачи. А про «АвтоВАЗ», который, очевидно, и стал последней каплей, переполнившей чашу терпения Медведева, и говорить нечего. Не успел Чемезов получить на поддержку предприятия 25 миллиардов рублей в дополнение к многочисленным мерам стимулирования автопрома, как выплыли наружу планы массовых увольнений. Руководство предприятия все опровергло, но тяжелая ситуация вынудила пойти на крайне непопулярные меры, что привело к очередному вмешательству правительства.
Одним словом, суровая правда жизни на практике доказала президенту порочность и неэффективность ставки на госкорпорации, и он, пока премьер отсутствовал, решил от этой раковой опухоли избавиться. Так казалось в пятницу, когда Медведев давал поручение Генпрокуратуре разобраться с этой странной организационно-правовой формой.
Однако уже в понедельник Медведев, выступая перед представителями думских фракций, в очередной раз посетовал на сырьевую структуру российской экономики, которая, дескать, виновата в более глубоком падении ВВП (страшно подумать, что было бы, если бы российская экономика состояла сплошь из «АвтоВАЗов» и в ней не было бы «Лукойлов»). «И кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решение по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего», — резюмировал президент. Что это будет за решение, думать, откровенно говоря, не хочется – боязно. Особенно если учесть, что в способности частного бизнеса модернизировать экономику Медведев разуверился еще раньше, чем в госкорпорациях. Еще в мае он посетовал на то, что деловые круги не спешат с модернизацией, после чего и создал специальную комиссию, которую и возглавил лично. Хорошо хоть Чемезова из комиссаров уволили.
Фотографии РИА Новости