Кризис кончился, время подводить итоги
Об окончании рецессии в России (а она формально закончилась еще во втором квартале, по результатам которого ВВП страны вырос на 7,5% к первому кварталу) сегодня не говорит только ленивый. Можно сколько угодно рассуждать про сезонный фактор, про некорректность сопоставления с предыдущим периодом. Стоит лишь напомнить, что власти Германии, экономика которой выросла во втором квартале по сравнению с первым на 0,3%, поспешили объявить о том, что страна из рецессии вышла.
Российские власти больше месяца осторожничали, но сейчас даже штатный правительственный пессимист Алексей Кудрин удивляет все более радужными прогнозами. Минэкономразвития впервые с начала кризиса начало улучшать макроэкономический прогноз, правительство пересматривает в сторону повышения прогноз по доходам бюджета на этот и следующий год.
Президенту тоже видимо доложили, и он поспешил похвалить правительство за ударную работу в тяжелые кризисные времена.
А раз так – если кризис (или, если угодно, рецессия) действительно позади – самое время подвести итоги и попытаться понять причину полученных результатов.
Впрочем, сначала о самих результатах. Если обратиться к международным сопоставлениям, выясняется, что Россия продемонстрировала наихудший результат из всех участников всевозможных «клубов», в которых страна состоит – будь то «восьмерка», «двадцатка» или БРИК. Экономика страны в первом полугодии обвалилась более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение во втором квартале, опять же в годовом выражении, составило 10,9%, в то время как ближайший «преследователь» – Япония – потеряла 6,5% ВВП. Про Китай с Индией и говорить нечего – рост экономики в худшие времена лишь замедлился, а со второго квартала вновь начал ускоряться.
Более того, Китай стал главным героем нынешнего кризиса, в короткие сроки разработав и начав реализовывать программу стимулирования внутреннего спроса и поддержки экономики, которая оказалась самой эффективной в мире. Именно благодаря Китаю и его спросу начался рост в Азии, Латинской Америке, России. Китай стал единственной страной, где росли продажи автомобилей – японских, корейских, американских, европейских…
Авторитет Китая, который, помимо прочего, является главным кредитором США и от которого фактически зависит финансирование американского бюджета и стабильность доллара, вырос многократно. Поднебесная воспользовалась кризисом для широкомасштабной экспансии и начала продвижение юаня в качестве новой мировой валюты.
Россия стала едва ли не главным проигравшим. Про авторитет в свете продемонстрированных результатов и говорить-то неловко. Что касается экспансии, то вместо нее власти России умудрились испортить отношения практически со всеми соседями, по крайней мере – на западном направлении. «Газовая война» с Украиной, поставившая под сомнение надежность России в качестве поставщика газа в Европу, «молочные войны» с Белоруссией и Литвой.
Действия властей, направленные на борьбу с кризисом, оказались, пожалуй, самыми провальными и неэффективными. Они развенчали постулат о том, что авторитарная система позволяет принимать более оперативные и своевременные меры, чем демократии, вынужденные мириться с необходимостью долгих парламентских слушаний и политических компромиссов. Например, направленные на поддержку автопрома программы выкупа старых автомобилей при покупке новых в США и Европе уже благополучно завершились, а в России подобная программа если и появится, то не раньше следующего года.
Единственной удачей российских властей можно считать спасение банковской системы, да и то – спасать банковскую систему потребовалось из-за того, что те же власти неадекватно оценивали значение фондового рынка и количество заложенных стратегических и просто крупных пакетов акций российских компаний под взятые на Западе кредиты
Самым же вопиющим решением стала «плавная девальвация», которая проводилась параллельно с накачиванием госбанков сотнями миллиардов рублей, немедленно оказывавшихся на валютном рынке. Обвал национальной валюты в условиях острого дефицита денег, который усугубился неспособностью правительства до конца марта принять поправки к бюджету текущего года и высоким уровнем валютной задолженности российских предприятий, банков и граждан, нанес мощнейший удар по внутреннему спросу. Если еще пару лет назад чиновники не упускали случая привести данные, свидетельствующие, что основным источником экономического роста в России является вовсе не рост цен на сырье, а внутренний спрос, то в конце прошлого – начале этого года они собственными руками страну этого источника лишили. То ли в угоду нефтегазовым экспортерам, несущим расходы в рублях и получающих доходы в валюте, то ли ради переоценки Резервного фонда, размещенного в валютных инструментах.
Наконец, кризис весьма наглядно продемонстрировал провал концепции «авторитарной модернизации», главным инструментом которой должны были стать госкорпорации.
За все это президент правительство похвалил. Интересно, что должно произойти, чтобы президент начал правительство ругать. Даже представить страшно.
Фотография РИА Новости