Каталог
22.11.2024

Каталог / Общество

Свобода слова не означает безответственность


2010-05-26

Каждый день с момента пробуждения и до момента отхода ко сну мы получаем информацию. Она происходит отовсюду: от людей, из радиоприемника, телевизора, книг, журналов, рекламных щитов и т.д. И все это постоянно убеждает в чем-то, мотивирует, декларирует. В этих сумасшедших потоках легко потеряться. Легко пропустить главное, отвлекаясь на второстепенное. Этим и пользуются политтехнологи и маркетологи.

В век высоких технологий самые большие потоки информации проходят во всемирной паутине. Интернет-пользователи очень быстро привыкают к тому, что они могут узнать обо всех событиях, происходящих в городе, в стране, в мире. Нажал пару клавиш и уже смотришь, какие изменения в законодательстве, где сегодня президент, и как проехать в нужный магазин. Вся информация в режиме онлайн, не выходя из дома или офиса.

Благодаря постоянно растущим скоростям в любой доступной интернету точке мира люди могут теперь не посмотреть новости сотен телеканалов и радио онлайн. От такого разнообразия голова идет кругом. Спасает то, что как бы кто ни стремился всесторонне изучить произошедшее событие, практически невозможно прочитать, просмотреть и прослушать все источники даже по одной конкретной теме, особенно если эта тема федеральная или мировая.

Но это очень хорошо, что люди могут узнать не только точку зрения официальных властей, но и изучить противоположные взгляды. Не секрет, что официальные средства массовой информации часто выдают желаемое за действительное или вообще замалчивают что-то. Так, когда по всей стране проводились «Марши несогласных», по «Первому каналу» 20 минут рассказывали о том, как много выпало снега, и ни слова об акции оппозиции и реакции на нее властей. А реакция была явно неадекватна, - массовые задержания граждан сотрудниками милиции, и даже избиения особенно несогласных. Такое замалчивание выдает с головой журналистов: они не вольны говорить обо всем, что происходит. Но это одни не вольны. А у других наоборот задача – критиковать власть. Благодаря этим вторым миллионы российских граждан узнают о различных массовых протестах, которые периодически проходят в разных концах нашей большой страны, а то и одновременно в нескольких регионах. Узнают о решениях властей, которые явно не соответствуют интересам населения. В свою очередь эти вторые замалчивают то хорошее, что власти все-таки делают. Если бы у населения был доступ только к одной группе новостей, то оно явно не могло бы получить всей картины. А благодаря тому, что сегодня пишут и говорят и те, и другие, мы имеем возможность самостоятельно и более объективно оценивать ситуацию. Не зря люди веками бились за свободу слова, это все-таки грандиозное достижение демократии.

Многие сегодня говорят, что свободы слова в России нет, нарушается статья 29 Конституции Российской Федерации. С этой точкой зрения трудно согласиться. Да, есть определенные ограничения. Есть даже люди, осужденные за высказывания в интернете. Но это имеет отношение не к свободе слова, а к профилактике преступлений. Ведь права и свободы одного гражданина заканчиваются там, где нарушаются права и свободы других. Призывы к насилию совершенно справедливо должны пресекаться. Также как должны пресекаться оскорбления и умаления чести и достоинства. Ведь свобода слова не означает безответственность.

Каждый гражданин России сегодня может издать свою газету или журнал, если найдет на это деньги. А если денег на печатную продукцию нет, то на помощь снова приходит Интернет. Не случайно в поисковых системах появился такой раздел, как рейтинг блогов. И этот рейтинг вовсе не обязательно возглавляют блоги известных людей, что вообще-то ожидаемо. Поначалу так и было. Но затем все перевернулось. И теперь не блоги становятся популярными из-за известности личности. А наоборот, известными люди становятся благодаря своему блогу, все чаще и чаще попадающему в закладки других пользователей.Так что, по большому счету, все говорят и пишут, что в голову взбредет. А внутренняя цензура каждого человека, которому совесть или страх не позволяет что-то сказать, не имеет отношение к государственной цензуре.