«Ускорение» и «перестройка». 1986–1988 годы. Попытка «ускорения»
М. С. Горбачев и реформаторы из его окружения осознавали пороки советской экономической системы. В своих мемуарах они писали о том, что в ЦК КПСС поступало много докладов отраслевых и межотраслевых институтов, авторы которых предлагали децентрализацию управленческой модели. Но на первых порах команда Горбачева попыталась использовать привычные административные рычаги под лозунгом «ускорения». В конце 1985 года для повышения эффективности использования машинного парка началась кампания по аттестации рабочих мест, переводу предприятий на трехсменную рабочую неделю. На предприятиях вводился государственный контроль за качеством продукции. К январю 1987 года госприемка действовала на всех крупных предприятиях. Однако очень скоро она свелась к даче взяток контролерам, и от нее пришлось отказаться.
В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания. Готовилась она давно, еще со времен Ю. В. Андропова. По планам производство спиртного к 1990 году должно было сократиться вдвое. С пьянством боролись административно-принудительными методами. Ужесточили наказания за пьянство на работе, развернули кампанию в прессе. Тут же начались «перегибы»: в винодельческих совхозах Крыма, Молдавии, Краснодарского края вырубили виноградную лозу ценнейших пород. Кампания хотя и привела к сокращению производственного и транспортного травматизма, но нанесла сильнейший удар по бюджету. Цифры бюджетных потерь резко расходятся: М. С. Горбачев называл 37 млрд рублей, Н. И. Рыжков – 67 млрд, В. С. Павлов – 200 млрд[11]. К осени 1988 года правительство было вынуждено снять ограничения на продажу спиртных напитков.
В начале 1986 года у М. С. Горбачева и его сторонников в ЦК возобладало мнение, что управление советской экономикой неэффективно, потому что слишком громоздко. Численность партийно-государственного аппарата превышала 18 млн человек. Началась реорганизация министерств и ведомств – любимая бюрократией игра в перестановку квадратиков на схемах подчинения. В ноябре 1985 года были ликвидированы шесть сельскохозяйственных ведомств и учрежден Госагропром СССР – монстр, сконцентрировавший в своих руках всю аграрную сферу. В августе 1986 года Министерство строительства СССР было «районировано», на его базе создали четыре министерства, ведавших строительством в разных районах СССР[12].
Одновременно создавались новые управленческие структуры: Бюро Совмина СССР по машиностроению, Государственный комитет по вычислительной технике и информатике, Главное управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства и научных исследований. Несколько строительных министерств были объединены по типу Госагропрома и составили суперминистерство – Госстрой. В сентябре 1986 года была создана Государственная комиссия по внешней торговле, на которую возложили контроль и координацию деятельности всех министерств и организаций, занимавшихся экспортом. Она объединила 20 министерств и 79 крупных корпораций, став еще одним суперминистерством. Как показала практика, ощутимого эффекта подобная реорганизация не дала, да и не могла дать, численность партийно-бюрократического аппарата серьезно не уменьшилась.
5 мая 1986 года в духе «борьбы с проявлениями буржуазных пережитков» вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов». Власти обрушились на «шабашников» и «хапуг», запретили вы¬воз продукции из одного региона в другой. В борьбе местной администрации с «нетрудовыми доходами» пострадало личное подсобное хозяйство граждан. В результате еще более обострился дефицит продуктов питания.
Указ и особенно рвение властей при его исполнении противоречили Закону СССР «Об индивидуальной трудовой-де¬ятельности в СССР», который был принят 19 ноября 1986 года и введен в действие 1 мая 1987 года. Но уже первые попытки снять железную узду с частнопредпринимательской деятельности натолкнулись на враждебное отношение членов Политбюро. М. С. Соломенцев и В. М. Чебриков опасались, что поощрение индивидуального хозяйства подорвет колхозы и вообще «бросит тень» на коллективизацию. На что Горбачев ответил: «Отовсюду сообщают: в магазинах ничего нет. Мы все боимся, не подорвет ли личное хозяйство социализм. А что его подорвут пустые полки, не боимся?»[13]
Власть по-прежнему пыталась разрешать стоящие перед страной экономические задачи путем внеэкономического принуждения. Сохранилась трудовая повинность в виде обязательной отработки сотрудников НИИ на овощных базах, шефской помощи предприятий колхозам – бесплатной передачи устаревшего оборудования, командирования за счет предприятия инженеров «на картошку», использования солдат на уборке урожая. Не было отменено и обязательное распределение на работу выпускников вузов и техникумов.
Итак, в 1985–1986 годах стремление власти улучшить дисциплину труда и реорганизовать систему управления без ясного понимания целей такой реорганизации свелось к неуклюжим попыткам усовершенствовать существующую административно-командную систему, которые ее только дезорганизовывали.
XXVII Съезд КПСС
Как уже отмечалось, вся власть в СССР концентрировалась в те годы в руках Генерального секретаря и его окружения. Но нельзя было недооценивать и роль партийно-хозяйственной номенклатуры. Она не мыслила иной системы управления, кроме административно-командной. С ней партийные чиновники связывали сохранение своего привилегированного положения. Отказаться от системы, не дав номенклатуре ничего взамен, означало спровоцировать в ее рядах бунт.
В отчетном докладе на XXVII Съезде КПСС, проходившем 25 февраля – 6 марта 1986 года, М. С. Горбачев в мягкой форме попытался сказать о кризисе советской экономики. И заверил делегатов съезда, что исторический выбор 1917 года на строительство коммунизма был сделан правильно. Эта фраза была неизбежна. Попытка сказать что-то иное привела бы к изгнанию Горбачева с поста генсека. В докладе провозглашалось, что КПСС – руководящая сила советского народа – видит перспективы в том, чтобы, не отказываясь от управления экономикой, оживить ее с помощью экономических рычагов – инвестиционной политики, кредитов, материального стимулирования.
Международный раздел доклада готовил А. Н. Яковлев. Это была наиболее инновационная часть доклада, в которой проигравший «холодную войну» Советский Союз провозглашал новый внешнеполитический курс – на разоружение. Чтобы действовать наверняка, этот курс был объявлен еще до съезда в специальном заявлении Горбачева о сокращении ядерных вооружений, вплоть до полной их ликвидации. На съезде Горбачев одержал аппаратную победу. Она открыла дорогу для демократических преобразований в обществе. Политика Горбачева получила поддержку широких слоев населения. Ободрилась интеллигенция.
Автор - профессор Российского государственного университета, руководитель учебно-научного центра "Новая Россия. История постсоветской России". Оригинал текста об
_____________________________________
[11] Барсенков А. С. Введение в современную историю. М., 2002. С. 65.
[12] Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об изменениях в системе органов управления строительным комплексом» от 19 августа 1986 года.
[13] Черняев А. Совместный исход. Дневник двух эпох. 1972–1991 годы. С. 678.
Фото из открытых источников
.