Баланс Януковича?
Вчерашняя первая встреча президента Украины Виктора Януковича с президентом США Бараком Обамой наверняка привлечет повышенное внимание Кремля. Даже несмотря на то, что в Москве знали о настойчивости Киева, долго звонившего в двери Белого дома, а может быть, и координировали общую с господином Януковичем позицию на переговорах с господином Обамой. Скорее всего, точка зрения Белого дома будет интересовать Владимира Путина и Виктора Сечина в большей степени, чем взгляды Виктора Януковича, которые обозначились после трех известных встреч в Москве. Впрочем, возможны и другие сценарии.
Задыхающаяся от экономического кризиса Украина обратилась к МВФ с просьбой выделить ей кредит и кровно заинтересована в поддержке Белого дома. Президент Янукович скорее всего будет обсуждать с президентом Обамой этот вопрос, равно как и предоставление Киеву дополнительной финансовой помощи Вашингтоном.
В этом случае украинскому лидеру придется подробно остановиться на своих сомнениях, стоит или нет«отдаваться» Газпрому Путина и Сечина и, если да, то до какой степени. Напомню, что речь идет о возможном решении передать Кремлю контроль над украинскими газотранспортными сетями в обмен на значительное снижение цены на поставляемый Россией газ.
Но позиция украинского президента на встрече с Обамой не так слаба, как это кажется на первый взгляд. Господин Янукович вполне может применить успешную ельцинскую тактику: в 90-е Борис Ельцин пугал президента США Билла Клинтона, посредника на переговорах с МВФ, возможностью возвращения коммунистов к власти в России.
Другими словами, Виктор Янукович может намекнуть Бараку Обаме о необходимости, например, более активного сотрудничества с Россией как в газовой области, так и в вопросе продления срока аренды базы Черноморского флота РФ в Севастополе, которая истекает в 2017 году, и т.д.
Будет ли такая тактика успешной, став реальностью, сказать сложно, поскольку для этого необходимо понимать, насколько администрации Белого дома важны события, происходящие в очерченной Кремлем «зоне российских интересов», которая непосредственно затрагивает Европу. Особенно если учесть, что львиную долю своих усилий президент Обама концентрирует на иранском «фронте» и его убежденность в необходимости новых санкции против Тегерана требует не поддержки Москвы и европейцев, а голосования в Совете безопасности ООН.
Можно также рассматривать встречу Виктора Януковича с Бараком Обамой как попытку создать некоторый противовес отношениям с Кремлем, но только с одной поправкой. Украинский лидер скорее поведет себя не как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его коллега в Азербайджане Ильхам Алиев, а как президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Последний, как известно, успешно использовал практически каждый визит представителей госдепа в Ашхабад для того, чтобы поднять цену на газ, поставляемый им Газпрому. Господин Янукович может пойти тем же путем, чтобы добиться снижения стоимости газа.
Три поездки господина Януковича в Москву для выяснения позиции Кремля и улучшения отношений с Россией лишь отчасти проливают свет на его игру. Правда, за ласкающими уши Кремля заявлениями президента Украины по газу, возможном продлении срока аренды ЧФ России, отказа от вступления в НАТО и так далее должны последовать дела. Особенно учитывая то, что Кремль хочет получить всю Украину сразу, а не по частям, включая и выход Киева из ВТО, необходимый для вступления в придуманной Москвой имперский «таможенный союз».
К сожалению, одного желания Януковича уравновесить Вашингтоном отношения с Москвой (если, конечно, оно реально имеется) недостаточно. Следует учитывать и тот факт, что администрация Обамы пока выбрала довольно уязвимую, откровенно слабую позицию и в отношениях с Кремлем, и на переговорах со «старыми» европейцами. Кроме того, провалом закончились переговоры о диферсификации энергии, например, с «газовым» Туркменистаном, где у Вашингтона до сих пор нет посла.
Европейцы же вообще не готовы злить Москву, особенно когда вспоминают, как мерзли без газа в результате агрессивных действий Кремля. Малодушие на переговорах с Россией и отсутствие эффективных усилий по диверсификации поставок газа показывает реальные возможности европейской дипломатии.
Итак, Виктор Янукович, может попытаться получить поддержку Барака Обамы в вопросах выделения кредита МВФ и финансовой помощи США, ценой за которые как минимум должны стать:
• отказ от фактического захвата Кремлем (Газпромом) командных высот на Украине, превращающего ее президента в «британскую королеву» и возвращающего страну в имперское лоно;
• объявление открытого и прозрачного тендера на реконструкцию украинских газотранспортных сетей с участием как американских, европейских компаний, так и Газпрома или его «дочек»;
• отложенное решение о продлении аренды базы Черноморского флота РФ;
• привлечение американских фирм к сотрудничеству, например, в ядерной области и т.д.
Господин Янукович должен понимать, что финансовая помощь бесплатной не бывает, как, впрочем, и снижение цены на газ, если Москва на него пойдет. На жесткие условия, поставленные президенту Украины в Кремле, Вашингтон должен ответить так же жестко.
В противном случае, во-первых, будет сложно понять, является ли президент Украины реальной политической фигурой, отстаивающей интересы Украины, а не России. Во-вторых, может ли он реально балансировать между Москвой и Вашингтоном. В-третьих, это покажет, насколько администрация Обамы готова отстаивать демократию, интересы Европы и свои интересы, если таковые еще остались.
Фотография РИА Новости