Первый по неотложности
Прошедший в Вашингтоне ядерный саммит отчасти напомнил о «весомой отдаче» от конференции президента Буша по Ближнему Востоку в Аннаполисе, которая, несмотря на мощный пиар, не принесла сколько-нибудь серьезных результатов. Тем не менее, некоторые предложения и выступления были довольно интересными.
Так за несколько дней до начала вашингтонского саммита Барак Обама объявил о том, что США гарантируют ненанесение ядерного удара по безъядерным странам, не замеченным в нарушении режима нераспространения оружия массового уничтожения.
Большинство наблюдателей восприняли это заявление как ясное указание на то, что подобные гарантии не относятся к Северной Корее и Ирану. При этом микросенсацией саммита стали намеки президента Китая на вероятность присоединения к новым санкциям против Тегерана после переговоров с президентом Обамой. Не думаю, впрочем, что это заявление умерит ядерные амбиции Ирана, уповающего на то, что он является крупнейшим поставщиком нефти в КНР, — странам Персидского залива и России заменить в этом деле Иран вряд ли удастся, не те объемы добычи.
Но даже если мои выводы будут опровергнуты и часть этих стран увеличат добычу и зальют нефтью Китай, уронив при этом рыночную цену, у Ирана все равно не будет никаких реальных поводов прекратить обогащение урана. Равно как и снять запрет на проверки инспекторами МАГАТЭ всех ядерных объектов и связанных с ними лабораторий. То есть того, чего от него активно требуют в Вашингтоне, в Европе и, вроде бы, в Кремле.
Первая проблема состоит в том, что Владимир Путин и Игорь Сечин, через своего протеже Дмитрия Медведева, четко дали понять Бараку Обаме и европейцам, что Москва не согласится с запретом на продажу бензина и оборудования для переработки нефти в Иран. Повод — человеколюбие, то есть желание оградить население от возможных страданий.
Между тем, в списке новых мер эта является одной из самых действенных, способных заставить Тегеран задуматься. Известно, что возможности Ирана производить собственное горючее практически равны нолю.
Вторая история, это пример Саддама Хусейна, который, не обращая внимания ни на какие экономические и политические проблемы, подошел очень близко к получению «арабской» ядерной бомбы в 1981 году. При этом речи покойного иракского лидера касательно применения этого оружия очень напоминали риторику президента Ирана. Последний тоже не скрывает, что Израиль является основной целью для нанесения Тегераном ядерного удара, другая же цель получения атомной бомбы — изменение баланса сил в Персидском заливе.
Попытки целого ряда стран и лидеров убедить Иран прекратить обогащение урана, безусловно, благородны с точки зрения желания решить кризис мирным путем. Но, к сожалению, скорее всего обречены на провал, так как вряд ли способны принести успех, даже если новые санкции СБ ООН будут действительно жесткими (что маловероятно).
Повторю, в который раз, сильно поблекшую от употребления новость о том, что любые международные меры являются по умолчанию отложенными, так как вступают в полную силу через 12-18 месяцев после их принятия по чисто техническим причинам, то есть логистике применения санкций. К этому моменту у Ирана, скорее всего, уже будут готовы одна или две ядерные бомбы, а испытаниями носителей Тегеран занимается довольно давно.
В этом случае нанесение удара по Ирану будет под большим вопросом из-за последствий, вызванных возможным ответом Тегерана. Перед лицом похожей угрозы Израиль стоял в конце 70-х — начале 80-х годов, когда руководство страны (дважды откладывая) все-таки приняло решение нанести удар по иракскому ядерному реактору в 1981-м. Европейцы, продававшие Саддаму Хусейну необходимые материалы для создания ядерного оружия, тогда заверяли Иерусалим в том, что они контролируют ситуацию и не допустят создания атомной бомбы.
Успешный авиаудар был нанесен после получения Израилем доказательств о «мирных» намерениях Саддама и данных о том, что реактор будет запущен в ближайшее время. В результате Озирак был разрушен до запуска, а госсекретарь США Джеймс Бейкер и другие чиновники в администрации президента Рейгана потребовали наказать Израиль и своего добились, правда ненадолго.
Впрочем, слова Обамы о гарантиях отказа от нанесения ядерного удара вполне можно отнести не только к Ирану и Северной Корее, но и расценить как предупреждение... Израилю. Несмотря на то, что наличие ядерного оружия у Иерусалима является секретом Полишинеля, руководство страны никогда не признавало этот факт. Таким образом складывается ситуация, когда Израиль де-юре является безъядерным государством, подозреваемым администрацией Обамы в нарушении договора о нераспространении.
Получается красиво, особенно если учитывать нынешнее состояние отношений между Вашингтоном и Иерусалимом и печально известное заявление Роуз Гетемюллер (помощника заместителя госсекретаря США по контролю над ядерными вооружениями), призвавшую в 2009 году Израиль, в числе других государств, подписать договор о нераспространении ядерного оружия. Надеюсь, вряд ли кого-то надо убеждать в том, что самостоятельно сделать такое заявление она никогда бы не решилась.
Ядерное разоружение Израиля, находящегося в окружении, в большей или меньшей степени, враждебных арабских стран и создающего ядерное оружие Ирана, «несомненно», приведет к разрядке ситуации на Ближнем Востоке и в Персидском заливе. Но только если ставить целью уничтожение еврейского государства как решения всех «злополучных» проблем.
При всем понимании того, что никто не хочет войны, кроме разве что Махмуда Ахмадинежада и стоящего за ним духовного руководства Ирана (а также, возможно, Кремля, мечтающего о взлете мировых цен на нефть), мирное решение конфликта выглядит все менее и менее вероятным. Также, впрочем, как и участие США в нем, в силу разных причин.
Одна из них — это возможность победы на следующих президентских выборах, о чем думает лидер каждой демократической страны в момент принятия похожего решения.
Второе — это возможное сопротивление военных, что также понятно: в любой цивилизованной стране люди в форме стараются изо всех сил избежать человеческих жертв, принесенных в угоду решениям политического руководства.
Третье — это сопротивление части спецслужб, которые всячески подогревают конфликт между Вашингтоном и Иерусалимом.
Четвертое — это возможный ответ Ирана, сопряженный с человеческими жертвами и ущербом для инфраструктуры Израиля (включая нападение "Хезболлы"), Ирака и других странах Персидского залива.
Впрочем, на все эти пункты есть ответ. Получение Тегераном ядерного оружия будет означать перманентную угрозу существованию не только Израиля, но и странам Персидского залива (и значительно большие жертвы и разрушения в случае ответа), что непосредственно задевает жизненные интересы США.
Что же касается второго срока Обамы, то следует вспомнить о списке сомнений премьер-министра Израиля Менахема Бегина в 1981 году, когда на повестке дня стоял тот же вопрос, хотя занимал отнюдь не первую строчку.
И, коротко, о втором заявлении, сделанном президентом Франции Николя Саркози на ужине во время саммита в Вашингтоне. Господин Саркози предложил наказывать лидеров государств, которые нарушают договор о ядерном нераспространении. Белый дом назвал это предложение интересным и предложил другим участникам над ним подумать.
Любопытно, каким образом можно будет наказать лидеров Северной Кореи и Ирана, а также Пакистана с Индией. Еще более занимательно посмотреть на выбор наказания для Кремля, который до сих пор подозревается, как минимум Конгрессом США, в продаже Тегерану чувствительных ядерных технологий.
Думаю, что серьезно подходить к заявлению Саркози вряд ли имеет смысл. Он либо, как всегда, решил напомнить о себе в разгар обсуждений в СМИ, либо подойдет к составлению списка наказуемых весьма выборочно.
Предложение французского президента отчасти подтвердило «срочность» в проведения саммита. Другим доказательством неотложности стало решение собраться в Южной Корее... в 2012 году!
Фотография РИА Новости