КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПодглядывать все еще неприлично

 

ЕЖ


Это как раз тот редкий, наверное, даже единственный в своем роде случай, когда я с легкой душой могу сказать: «Не видел, но осуждаю». Раньше так по указке партийного начальства низовые партийцы из пролетариев и совслужащих писали в редакции советских газет «гневные письма» о творчестве Пастернака и Солженицына.

Не боюсь аналогий, ибо разницу не увидит только слепой: одно дело читать написанные для читателей романы и совсем другое – подглядывать через замочную скважину.

Я, разумеется, имею в виду те видеоролики, которые были сняты скрытой камерой и затем размещены в интернете. В последней серии для вуайеристов – Виктор Шендерович, Александр Белов и Эдуард Лимонов.

Конечно, это неприятно, когда интимные моменты жизни выносят на всеобщее обозрение. Досадно. Но не более того. Люди, уважающие «героев» этих видео, вряд ли изменят свое отношение к ним после публикации всего этого мусора. От себя лично могу сказать, что моего уважения к Виктору Шендеровичу после этой истории ничуть не убавилось. Это сугубо личное дело каждого, от бомжа до президента  – где, как, с кем, в каких позициях и на каких условиях.

Люди, промышляющие съемкой подобных фильмов, и их высокие спонсоры похожи то ли на малолеток, от вожделения пускающих слюни при случайно увиденной сцене секса, то ли на упертых маньяков, считающих для себя самой большой удачей увидеть что-нибудь физиологически откровенное. То есть в любом случае – гопота.

И гопота, скорее всего, кремлевская. Спонсоры этой съемочной группы должны быть весьма влиятельными людьми. Сцены с участием ГИБДД, дорогая квартира, марихуана и кокаин – признаки состоятельного и влиятельного постановщика. Услуги девушки Кати вряд ли стоили дорого. Я думаю, она удовлетворилась небольшими деньгами и тем, что переспала по очереди со многими оппозиционными политиками и журналистами. На старости лет (при такой работе где-нибудь годам к сорока) она сможет написать мемуары и выгодно их продать.

Использование проституток для компрометации или провокации не ново в нашей стране. Из самых, пожалуй, известных случаев – спецоперация КГБ против посла Франции в России Мориса Дежана в начале 60-х годов.

Режиссёром-постановщиком выступал тогда начальник второго главка КГБ СССР (контрразведка) генерал-лейтенант Олег Грибанов. В роли «ласточки» – актриса Лариса Кронберг-Соболевская. После длившегося несколько месяцев знакомства пятидесятилетнего посла Мориса Дежана с «женой геолога» Соболевской, КГБ решил форсировать события и приготовил им для свидания квартиру, начиненную прослушками, кино- и фотоаппаратурой. Свидание состоялось. Когда «ласточка» произнесла условную фразу, в квартиру ворвались «муж» и его «приятель»–- люди, работавшие на КГБ (один из них – киллер-уголовник). Они вытащили голых любовников из постели и начали избивать посла, обещая при этом непременно написать заявление в милицию. Досталось для достоверности и «жене». Дежану «удалось» убежать из квартиры и благополучно добраться до посольства.  В тот же вечер на правительственном приеме Дежан попросил помощи у своего старого «знакомого» Грибанова, выступавшего в роли советника Председателя Совмина СССР Никиты Хрущёва. Помощь ему была оказана, конфликт улажен без огласки. Так КГБ приобрел надежного агента влияния, консультировавшего советское правительство по важным политическим вопросам, в том числе, конфиденциального характера. Оказывал он своим новым «друзьям» и другие услуги. В частности, под нажимом КГБ, он рекомендовал президенту Франции генералу Де Голлю, который очень высоко ценил мнение посла, выйти из военной организации НАТО. Что впоследствии и было сделано.

Подобная схема компрометации применялась и позже. Известного украинского диссидента Вячеслава Чорновила, который в 1979 году находился в ссылке в Якутии, внезапно послали в командировку в соседний район и поселили в единственной в поселке гостинице. Там к нему в ресторане подсела томная украинка, которая после ужина напросилась к Чорновилу в гости. Через некоторое время тихой беседы она с криком начала сдирать с себя джинсы и осталась в колготках как раз в тот момент, когда в номер вломилась милиция и люди в штатском.  Хотя до секса дело не дошло, Вячеслав Чорновил получил 5 лет лагеря за покушение на изнасилование.

Пакостили чекисты в личной жизни и по мелочам. Прослушивая квартиры диссидентов, КГБ получал иногда личную информацию, которую затем использовал чтобы стравить людей или посеять недоверие между друзьями или внутри семьи. Таких случаев было немало. Одному политзаключенному, который сидя в лагере, имел неосторожность писать не только жене, но и любовнице, чекисты как-то поменяли конверты – любовница получила его письмо к жене, а жена – письмо к любовнице.

Вмешательство в личную жизнь не всегда носило характер государственной необходимости, иногда это делалось ради извращенного удовольствия политических маньяков. Примерно также как и в нынешнем случае. Кто авторы этой затеи, мы когда-нибудь узнаем, но то, что это люди морально патологические, ясно уже сейчас.

Нормальным людям свойственно отличать личную жизнь от общественной. Нормальные люди не будут копаться в чужом белье, смаковать подсмотренное и тиражировать подслушанное. У публикаторов этого видео атрофировано чувство собственного достоинства, и они рассчитывают, что точно также поведут себя все остальные. Они рассчитывают, что все, как и они сами, ринутся глазеть на чужую жизнь через замочную скважину, глупо хихикая и пересказывая друзьям смачные подробности.

Именно поэтому я вышеупомянутый ролик не смотрел. Мне неловко подглядывать не только за моим другом Виктором Шендеровичем, но и за Беловым и Лимоновым – людьми, к которым я не испытываю ни политического уважения, ни человеческих симпатий. Но они тоже имеют право на личную жизнь.

Я призываю всех, кто не потерял чувства собственного достоинства и представления о приличиях, игнорировать подобные публикации и не приобщаться к немалому числу тех, кто любит совать свой нос в чужую постель.

Коллаж ЕЖ

Обсудить "Подглядывать все еще неприлично" на форуме
Версия для печати