Очередь за Адамовым
За Евгением Адамовым выстраивается очередь. Сначала дочь бывшего министра атомной энергетики России попросила его приехать в Швейцарию, чтобы разобраться с некоторыми недоразумениями в ее, дочери, бизнесе. Как только Адамов появился в Швейцарии, за ним пришли полицейские, которым он оказался нужен еще больше, чем дочери. Российский МИД немедленно заявил, что и ему нужен бывший министр, и он, МИД, сделает все возможное, чтобы бывшего министра заполучить. Но МИД со своим талончиком на Адамова может остаться ни с чем, потому что за швейцарскими полицейскими в очереди на министра стоит американский суд, а точнее суд города Питсбурга (штат Пенсильвания), который и выдал санкцию на арест бывшего российского атомного начальника. Как известно, Адамову инкриминируется хищение денег американских налогоплательщиков.
Они этого очень не одобряют и очень в этом плане скрупулезные и злые: за свои налоги любого готовы не только порвать, но засадить на долгие годы. В назначении тюремных сроков они вообще не знают никакой меры. Если обвинение найдет подтверждение в американском суде, Адамову грозит 60 лет тюрьмы, не считая штрафа почти в два миллиона долларов. То есть, при определенном развитии событий, в очереди на Адамова еще и американская тюрьма. Учитывая возраст подозреваемого (его арестовали через несколько дней после 66-го дня рождения) и предлагаемый прокурором срок, можно сказать, что тюрьма просила за ней не занимать.
Но, как это почти всегда случается в любых очередях, кто-то обязательно захочет пройти по льготному списку. Особенно если просили не занимать.
Льготный талончик оказался у депутата Госдумы Виктора Илюхина. Он предложил российской Генпрокуратуре возбудить собственное уголовное дело против Адамова. Благо, материалов и у специальной депутатской комиссии, и у Генпрокуратуры, которая еще в 2000 году собиралась-таки возбудить дело в отношении Адамова, предостаточно. Возбудить уголовное дело и требовать немедленной выдачи Адамова в Россию.
Как водится, нашлись и блатные, которые очередей вообще не признают. Другой депутат Госдумы, Сергей Абельцев (фракция ЛДПР), официально предложил выкрасть Адамова без всякой очереди, а если не получится – ликвидировать его, чтобы не достался никому с его атомными секретами.
Многообразованный депутат Абельцев – про него на официальном сайте Думы сказано, что он доктор юридичеких наук и закончил Высшее командное училище имени Верховного Совета, Юридический институт МВД, а также факультет переподготовки Академии Генштатба, – знает, что говорит. Надо полагать, этому его научили военные юристы. Да он, Абельцев, и сам кого хочешь научит – все-таки доктор наук. Правда, обнаружить хотя бы название докторской или кандидатской диссертации так и не удалось. Ровно как и хотя бы одну научную публикацию. С либерально-демократическими юристами это случается.
Швейцарская тюрьма не Бутырская. Нет сомнения, что Адамов и газеты там читает, и телевизор смотрит. Так что он абсолютно все про эту длинную очередь за собой знает и, как человек образованный – доктор технических наук, член Нью-Йоркской Академии наук, – рассматривает разные расклады своей дальнейшей судьбы.
Конечно, 60 лет тюрьмы, даже американской, перспектива неприемлемая. Ну а если первыми придут свои, от доктора Абельцева? Может, тогда лучше все-таки еще пожить сколько получится в американской тюрьме, чем быть ликвидированным в швейцарском СИЗО? Ведь предложение депутата-ликвидатора не выглядит шуткой. Сам Борис Грызлов его выслушал и попросил фракцию подготовить предложения на этот счет. Что они там могут предложить? А может, уже предложили и предложение принято? Тогда Адамова больше всего должны насторожить заверения российского МИДа о том, что будет сделано все возможное… Теперь Адамов своих должен бояться больше, чем чужих, и ни под каким видом не соглашаться на встречу с российскими консульскими работниками. Кто знает, что там у них будет припрятано в рукаве или на кончике авторучки…
Даже если придут не от доктора Абельцева, а от товарища Илюхина – тоже не фонтан. Если уж выбирать, где сидеть, то лучше в Штатах, чем где-нибудь под Магаданом или в Коми. Тем более что американское правосудие допускает сотрудничество с обвиняемым, и если как следует сдать что следует и кого следует, то 60 лет могут превратиться в 6 или вообще в 6 месяцев.
Как ни крути, наши уже сделали все, для того чтобы Адамов приложил все усилия к тому, чтобы ни в коем случае не оказаться на территории России или даже на расстоянии вытянутой руки кого-нибудь из россиян.