КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииСъесть президента

29 АПРЕЛЯ 2010 г. ВЛАДИМИР НАДЕИН

 

РИА Новости
Парламенты РФ и Украины ратифицировали Харьковский договор «газ за бухту». После 2017 года Черноморский флот России еще 25 лет будет стоять в Севастополе. А потом еще пять лет, и еще пять лет, и еще. И так до бесконечности, пока одна из сторон не передумает. Досрочного выхода из договора не предусмотрено. Можно сказать, что флот остается в Крыму навсегда.

За это удовольствие Россия на треть снизит для Украины цену на газ. Это 40 миллиардов долларов из расчета на десять лет. Потом будут еще десять лет. И еще, и еще. При этом доходы Газпрома не пострадают. Все потери компенсирует российский бюджет. «Но мы справимся», – сказал В. Путин.

Он сказал это во время краткой остановки пролетом из Италии. Он посетовал: «Эти доходы были учтены в расходной части нашего бюджета. Бюджет России недополучит в этом году 3 млрд. долларов, в будущем – 4 млрд. За десять лет набежит больше 40 млрд. долларов – экономия для Украины, расходы для России». Он вздохнул: «Это серьезные деньги». Он пошутил: «Я бы за эти деньги съел вашего президента».

В сегодняшней Украине такие шутки чреваты. Половина страны, пусть и меньшая, не поддерживает президента В. Януковича. Десятки миллионов людей пожелают В. Путину приятного аппетита. И лишь немногие проницательные обозреватели понимают, сколь велика в этой шутке доля правды.

Договор «бухта за газ» – историческая жертва аборта. Только психически неуравновешенная постсовковая дипломатия способна уродить двустороннее соглашение, выгоды которого непонятны обеим сторонам. Начиная с 1997 года, когда Ельцин с Кучмой подписали первый договор, Россия платила за Севастополь по 90 миллионов долларов в год. Боевые успехи Черноморского флота – два потопленных грузинских катера во время ублюдочной олимпийской войны 2008-го года. Это по полмиллиарда баксов за катер. За такие деньги грузины съели бы всех президентов Закавказья, а на десерт прихватили бы и пару наших.

Мелким жульничеством пронизан весь дух Харьковского пакта. Его принимали в тайне от обоих народов. Его ратифицировали в подозрительной, ничем не объяснимой спешке. Его цену рассчитывают с базарной точностью плюс-минус миллиард. Ночные подлеты, ужимки и подмигивания насчет инвестиционных халяв, привставания на цыпочки, чтобы дотянуться до братских объятий и натужные наклоны крепкой выи, чтобы старшие партнеры достали – все это штуки посильнее бизнес-плана от PricewaterhouseCoopers.   

Утверждение договора в двух парламентах укрепляет во мнении, что дело нечисто. Ну не может такого быть, чтобы просто так, без всяких секретных протоколов, те, кто выкладывает сорок миллиардов долларов, были тихи и безмятежны, как депутаты Госдумы. А те, кому сорок миллиардов долларов сами текут в карманы, были буйны и зычны, как оппозиция в Раде.

Понятно, если бы наоборот. Если бы в Грызлова летели оппозиционные яйца. Но у нас, слава Богу, не Украина. Наш парламент – без яиц. 

Путину нравится такая Дума. Это его естественное право. Он по телевизору назвал украинскую оппозицию хулиганами. Это его естественное хамство. Был бы В. Янукович нормальным президентом, он бы, возможно, и не сравнил бы Совет Федерации с клубом политических кастратов. Но есть много способов подсказать коллеге: не лезь! Ты не украинец! Ты не избирал эту Раду! Это не твоего ума дело!

Но Янукович не сказал – и уже вряд ли скажет. Этот парень быстро нашел свое место: пристяжным к тандему. Если справно тянуть – подкормят. Если хорошо себя вести, то и постегают небольно. А то и вовсе из разряда лошадей переведут в младшие братья.

Вот это и есть главное достижение Харьковского договора. За это мы платим миллиарды налогоплательщиков. Никому не нужен ни ржавый флот, ни загаженная бухта в большом соленом лимане. Дюжины юрких катеров, с мощными радарами и слабой пушчонкой, вполне достаточно для присмотра за нашим куцым Причерноморьем – от Сочи до Керченского пролива. Никому не нужен обшарпанный Крым с его неустроенными татарами. И нет в России края, которому не пригодились бы сорок миллиардов.

Попытки нашего тандема купить себе верного брата по хорошей цене безнадежны и политически, и экономически. У России нет ни денег, ни ума, чтобы вытащить из болота самую большую страну Европы. Украине бессмысленно попрошайничать у Спасских ворот. Если Янукович не знает, как провести разумную приватизацию, как создать благоприятный инвестиционный климат, как обуздать вороватую бюрократическую сволочь – так и не шел бы в президенты, а сидел бы, где сидел.

Сердечное братство наших олигархов, рожденное общими распилами, сменится искренней грызней. Когда настанет пора тащить ржавый флот на живодерню, потребуется козел отпущения. Кремль, не колеблясь, назовет Украину. Когда украинским трубам дадут от наших ворот поворот, на Банковской вспомнят про Голодомор.

Неравенство несет рознь. Кредит портит отношения. Если договор основан на том, что одна из высоких договаривающихся сторон считает другую высокую договаривающуюся сторону лохами, то такой договор – не жилец. Его и дармовым газом не откачаешь. Удача всегда будет на стороне того, кто подсуетится первым кинуть партнера.

И тогда сполна проявится, сколь глубокое пророчество было заложено в шутке В. Путина. Президента, конечно, съедят. Одного, другого или сразу обоих – будет видно. Просто на Украине путем открытого голосования, а у нас – под ковром.

Фотграфия РИА Новости

 

Обсудить "Съесть президента" на форуме
Версия для печати