Всеобщая мобилизация
В Европе объявлена «всеобщая мобилизация». Пока, правда, всего-навсего финансовая. Цель – отражение атаки на евро, в которой европейские лидеры склонны винить спекулянтов. Слово «спекулянт», не так давно в «странах развитого капитализма» имевшее почти нейтральную эмоциональную окраску, сегодня звучит едва ли не синонимом слова «преступник». Еще чуть-чуть, и будет как в последней стране «развитого социализма» – за валютные спекуляции начнут сажать.
Пока такой вариант развития событий выглядит диковато, но за последнее время реализовалось столько «диких» сценариев, что удивляться уже ничему не приходится. Тем более что на карту поставлено так много – само существование европейского валютного союза и даже самой Объединенной Европы.
«Речь больше не идет о Греции. Перед нами системный кризис зоны евро, на который будет дан немедленный ответ», – заявил президент Франции Николя Саркози по итогам кризисного саммита глав государств и правительств стран еврозоны, который состоялся в конце прошлой недели. «Все европейские институты, Совет ЕС, Еврокомиссия, Европейский центральный банк объединились для отражения атаки на евро. План ответа Европы единогласно поддержан всеми государствами. Это всеобщая мобилизация, – сказал Саркози. – Зона евро – это единая Европа, и мы не позволим спекулянтам разрушить то, что создавалось десятилетиями».
По-немецки лаконично и сдержанно высказалась и канцлер Германии Ангела Меркель: «ЕС направит предельно ясный сигнал международным спекулянтам, создав стабилизационный механизм сообщества».
Впрочем, за сурово нахмуренными бровями и трескучими фразами о «всеобщей мобилизации» и создании «действенных механизмов» – не так и много. Ставка делается на создание Европейского валютного фонда – регионального аналога МВФ. Идея была озвучена еще в марте, и уже тогда было очевидно, что ничего путного из этого не выйдет.
Так и получилось: европейская «касса взаимопомощи» получится весьма скромной – размером 60-70 млрд. евро. Между тем, оценка сумм, которые потребуются для предотвращения суверенного дефолта только Греции, растет в геометрической прогрессии. Если еще в начале года успокоить рынки и решить проблему рефинансирования греческого долга можно было 12-15 миллиардами евро, то к середине марта речь шла уже о 45 миллиардах – именно о такой сумме договорились в первой половине апреля министры финансов еврозоны и МВФ. Причем две трети должны были поступить из ЕС, а треть – от МВФ.
Договориться-то они договорились, но процедура выделения помощи, с одной стороны, была обусловлена жесткими мерами по сокращению государственных расходов, а с другой – требовала одобрения парламентами европейских стран. Через полтора месяца после того как «план спасения» Греции был готов, никаких реальных шагов в направлении его реализации предпринято так и не было. И к концу апреля международное рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило рейтинги Греции до «мусорного» уровня, что вызвало распродажу греческих гособлигаций и обвал евро.
Греция больше не в состоянии размещать на рынке облигации для рефинансирования своего долга. К тому же страна находится на грани социального хаоса. К концу апреля на очередном европейском саммите было решено, что страны зоны евро выделят Греции 80 миллиардов евро, а МВФ – 30 миллиардов. Но и эта декларация не успокоила «спекулянтов», и первая неделя мая ознаменовалась серией обвалов на мировых биржах. К тому же жесткие меры, направленные на сокращение госрасходов и борьбу с дефицитом бюджета, на которые вынуждены были пойти Афины под давлением Евросоюза, привели к массовым беспорядкам. Причем речь уже идет не о мирных митингах и демонстрациях, а о погромах и поджогах. Самое неприятное, что греческая ситуация оказалась «заразной» и «инфекция» уже начала поражать другие европейские страны, прежде всего – Португалию и Испанию.
По единодушному мнению аналитиков Goldman Sachs, JPMorgan Chase и Royal Bank of Scotland, европейским политикам в обозримом будущем придется потратить на нормализацию ситуации с госдолгом стран-участниц еврозоны порядка 600 миллиардов евро. В свете этих оценок Европейский валютный фонд размером 60-70 миллиардов евро выглядит насмешкой. Такой фонд мог стать действенным инструментом стабилизации, появись он полгода назад. Сегодня он – признание поражения и роспись в собственном бессилии. Больше Европа предложить не может – даже эти 60-70 миллиардов собрать будет непросто. Хотя бы потому, что на майском саммите страны зоны евро обязались ужесточить соблюдение «Пакта стабильности и роста», который ограничивает бюджетный дефицит государств валютного союза 3% ВВП и госдолг – 60% ВВП. Даже сейчас почти ни одна страна, подписавшая «Пакт стабильности», не отвечает его критериям, а для наполнения ЕВФ придется им наращивать госдолг и увеличивать бюджетный дефицит. Резкое же сокращение госрасходов может привести к социальному взрыву и окончательному коллапсу экономики теперь уже не в масштабах одной отдельно взятой Греции, а всей Европы.
«Всеобщая мобилизация», объявленная ЕС, выглядит запоздалой. Европейским лидерам, которые оказались неспособны своевременно решить проблему греческого долга, теперь нужно спасать то, что еще можно спасти. Но они, похоже, на это просто неспособны. Проблема бюджетного дефицита и госдолга в США стоит не менее остро, чем в Греции. Однако в нынешних обстоятельствах США, которые в течение недели способны «нарисовать» 700 миллиардов долларов на «план спасения» банков, а потом еще 800 – на восстановление экономики, имеют перед Европой серьезное преимущество. Инвесторы точно знают, что свой госдолг Америка оплатит, пусть и напечатанными долларами.
P.S. В ночь с воскресения на понедельник стали известны окончательные детали создания европейского стабилизационного фонда, которые кардинально изменили всю картину. "Мой опыт свидетельствует, что в Европе все важные решения принимаются ночью", - заявил еврокоммиссар по валютно-финансовой политике Олли Рен, открывая итоговую пресс-конференцию в 2:30 по местному времени (4:30 по Москве). Объем фонда увеличился на порядок и составит 750 млрд. евро. Именно столько, сколько необходимо для стабилизации ситуации с госдолгом евроаутсайдеров, по мнению ведущих инвестиционных банков мира. В эту сумму войдет 60 млрд. евро, которые соберет в виде кредитов Еврокомиссия, гарантии государств зоны евро на 440 млрд. евро и вклад МВФ в 250 млрд. евро. Рынки отреагировали на новость бурным ростом, компенсируя потери предыдущих недель. Угроза, нависшая над Грецией, Португалией, Испанией да и всем европейским валютным союзом, почти снята. Правда, об окончательной ее ликвидации можно будет говорить лишь тогда, когда Европейский стабфонд будет сформирован и предоставит первые кредиты странам, которые так отчаянно в них нуждаются.