Возвращение чемпионов
Встречался Кирсан Илюмжинов с инопланетянами или нет — неизвестно, но как минимум одно невероятное достижение у него есть. В поддержку Анатолия Карпова, который намерен сместить Илюмжинова с поста президента ФИДЕ, выступили Гарри Каспаров и Виктор Корчной. Оба — не просто многолетние соперники Карпова за доской. Карпов против Корчного в 70-е и Каспаров против Карпова в 80-е — это драматические противостояния с жестким личным конфликтом и явным политическим подтекстом.
Как же могло получиться, что Каспаров и Корчной выступили на стороне Карпова? Очевидно, причина — в затянувшейся череде неурядиц, поразившей шахматный мир. Ведущие гроссмейстеры — от титулованных грандов вроде Ананда и Крамника до юных талантов вроде Карякина и Карлсена — публично критикуют Илюмжинова. Маргинализация шахмат, постоянная неразбериха с правилами чемпионата мира, засилье в ФИДЕ дельцов-бюрократов, озабоченных, главным образом, массовыми коммерческими турнирами, участники которых в низкий сезон заполняют гостиницы на средиземноморских курортах — все это вызывает раздражение многих ведущих игроков и отталкивает потенциальных корпоративных спонсоров, привыкших иметь дело со спортивным менеджментом более респектабельного уровня.
Основная причина, которая заставляет часть шахматистов занимать сдержанную позицию — неверие в возможность успешной борьбы с Илюмжиновым. Главный аргумент президента ФИДЕ — это миллионы из личного кармана, которые он тратит на шахматы. Правда, согласно поданным в этом году налоговым декларациям высших российских чиновников, глава республики Калмыкия — самый бедный из всех губернаторов, а немногочисленные калмыцкие оппозиционеры не устают обвинять своего президента в злоупотреблениях бюджетными деньгами. Но кто будет в этом разбираться? Кирсан Николаевич удержал шахматы на плаву в «тощие» 90-е, какое-никакое финансирование продолжается, поэтому лучше синица в руках...
На прошлых выборах вызов Илюмжинову пытался бросить вполне успешный европейский бизнесмен Бессел Кок, но его поддержали лишь федерации стран «первого мира», и он проиграл со счетом 54:92. Считается, что голоса большинства стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки в кармане Илюмжинова — поэтому сопротивление бесполезно.
Однако Карпов сумел создать новую ситуацию. Заручившись с самого начала поддержкой крупнейших западных федераций — Германии, США, Испании и Франции, он еще до начала большой кампании нашел неожиданных сторонников. Украина, Египет, Сирия, Босния и Герцеговина, Никарагуа, Сальвадор, Таджикистан, Мозамбик — вот неполный список тех, кто ранее голосовал за Илюмжинова, но уже теперь готов изменить свою позицию.
Очевидно, что борьба предстоит нешуточная. Разумеется, большое значение для хода кампании будет иметь официальная позиция Российской шахматной федерации, и потому, что оба кандидата — россияне, и потому, что сами выборы пройдут в Ханты-Мансийске, где в сентябре этого года состоится Всемирная шахматная Олимпиада.
После ванкуверских потрясений большинство наших спортивных федераций лихорадит, и РШФ — не исключение. Выполняя решение руководства страны, с поста президента РШФ ушел вице-премьер правительства Александр Жуков. На место нового российского шахматного руководителя федерация Калмыкии выдвинула известного бизнесмена Зиявудина Магомедова, однако он снял свою кандидатуру — скорее всего, из-за неуверенности в безусловной победе.
С февраля руководство РШФ осуществляет Наблюдательный совет, который возглавляет помощник президента РФ Аркадий Дворкович. Впрочем, единолично говорить от имени федерации не удается и ему. В апреле он заявил было о том, что РШФ поддерживает Илюмжинова, но Анатолий Карпов тут же потребовал, чтобы этот вопрос решал, как и установлено, Наблюдательный совет РШФ. Заседание Совета состоится 14 мая, и судя по тому, что Дворкович предлагает не обсуждать вопрос о поддержке кандидатов в президенты ФИДЕ, большинство склоняется в пользу Карпова.
Интриги и борьба за власть внутри шахматного мира — предмет не слишком увлекательный, о чем я, увы, вполне могу судить по опыту нескольких лет руководства информационными шахматными проектами в интернете. Однако обстоятельства, в которых Каспаров и Корчной встают на сторону Карпова, позволяют говорить о том, что дело приобретает масштаб, выходящий за пределы собственно шахмат. Противостояние Карпова и Илюмжинова приобретает символический характер, из-за которого в прежние времена люди, едва знающие правила игры, яростно болели за Карпова или за Каспарова. По меткому выражению Андрея Пионтковского, «выбор между Карповым и Илюмжиновым —- это выбор между человеком поздней советской системы со всеми ее издержками и недостатками и одним из одиознейших представителей сегодняшней бандитской и воровской власти».
Современный индикатор общественной жизни — блогосфера — четко зафиксировал это утверждение. В сообщество сторонников Карпова, организованное в Facebook, за неделю вступило более 300 человек. Уверен, что количество желающих поддержать советского и российского чемпиона будет только увеличиваться, а в шахматном мире предстоит напряженная борьба — независимо от того, кого поддержит РШФ.