Солнца не будет
«Маленький МИД» в правительстве РФ под управлением бывшего посла в США Юрия Ушакова подставил Русский Newsweek, слив журналу текст документа о прозападной концепции внешней политики России. К реальности эта «концепция внешнеполитической доктрины» не имеет практически никакого отношения, за исключением того, что Кремль заинтересован в максимально долгом пребывании администрации Обамы у власти. По чисто прагматическим соображениям: Вашингтон практически сдает Москве одну позицию за другой, не обращая внимания на последствия своих действий.
«Маленький МИД», работающий в российском правительстве под управлением бывшего посла РФ в США Юрия Ушакова действительно успешно функицонирует, и уже довольно давно. С того момента, как господин Ушаков переехал из Вашингтона в Москву, получив должность замглавы аппарата правительства по международным делам при премьер-министре Владимире Путине.
После этого назначения Юрию Ушакову удалось наконец обойти своего старого конкурента Сергея Лаврова, с которым он боролся за право стать министром иностранных дел РФ. Став советником по международным делам реально управляющего страной премьер-министра РФ, господин Ушаков приобрел значительно больший вес при принятии Москвой тех или иных внешнеполитических решений, фактически превратился в начальника господина Лаврова.
Русский Newsweek рассказывает, что план по улучшению отношений с ЕС, начавшийся с признания преступлений СССР в Катыни, возник случайно. То есть стабилизации ситуации между РФ и Польшей, постоянно и справедливо выступающей против имперской политики Кремля, началась с телеграммы из российского посольства в Варшаве, полученной Юрием Ушаковым.
В то, что такая телеграмма была, в принципе поверить можно, но в то, что Москва серьезно решила сделать ставку на этот сценарий, — уже очень тяжело. Дополнительным подтверждением сказанному стало заявление министра обороны Польши Радека Сикорского относительно возможности введения безвизового режима между ЕС и Россией.
Господин Сикорский настаивает на том, что точно такие же переговоры ЕС должен начать сразу с несколькими бывшими постсоветскими странами, включая Грузию, Азербайджан и т.д. Такой шаг, на мой взгляд, был бы абсолютно оправданным. Более того, отмена визового режима, для начала с Грузией, стала бы четким сигналом Москве, что спровоцированная Кремлем война с Тбилиси как минимум не забыта.
Декларируемые авторами статьи «гарантии» Вашингтона отменить поправку Джексона-Вэника, мешающую развитию торговых отношений между РФ и США, основаны на разговоре с одним (!!!) российским дипломатом... В то время как ответственная журналистика требует подтверждения как минимум из двух источников, один из которых, в данной ситуации, должен представлять америанскую сторону. Кроме того, если поставленному троеточию необходимо объяснение, то этот анонимный источник журнала либо выдает желаемое за действительное, либо работает... в африканском отделе МИД РФ.
До ноября этого года у демократического большинства в Конгрессе вряд ли дойдут руки до голосования по отмене поправки Джексона-Вэника. Не говоря о том, что, несмотря на численное большинство в обеих палатах однопартийцев президента Обамы, их отношение к упомянутой поправке отнюдь не однозначно.
Но самое главное заключается в том, что в ноябре пройдут очередные выборы в Конгресс, в результате которых демократическая партия может реально потерять большинство либо в палате представителей, либо в Сенате, либо в Конгрессе в целом. Если это произойдет, то шансы на отмену поправки станут еще более призрачными.
Экономическое обоснование необходимости смены курса внешней политики — последствия кризиса якобы убедили Россию в необходимости «к кому-то прислониться» — не выдерживает никакой критики. Равно как и ссылка на слова президента-без-портфеля Дмитрия Медведева о том, что «России пора прекратить надувать щеки».
Россия с трудом, но пережила кризис, что, собственно, не делает ее сильнее и конечно же не ставит в ряд экономически развитых стран. РФ по-прежнему остается слаборазвитой страной третьего мира, пытающейся поставить себя на карту за счет крайне аггресивных, конфронтационных шагов по отношению к ЕС и США.
То есть Москва, в том числе, делает ставку на укрепление отношений с так называемыми странами-изгоями, включая Иран, Венесуэлу и т.д. Помимо этого Кремль использует военную силу и серьезное экономическое давление на страны постсоветского пространства, пытаясь вернуть их в имперские объятия и диктаторскую систему управления. Что это, если не продолжение политики надувания щек?
Цитата из последнего обращения Дмитрия Медведева к Федеральному собранию, приведенная выше, имеет столько же или даже меньше веса в Кремле, чем широко известные слова Владимира Жириновского об омовении русских сапог в Индийском океане. Кроме того, практически ни одно заявление господина Медведева, начиная с тех, что касались курируемых им «национальных проектов», до призывов к борьбе с коррупцией, реальной силы не имело. Не говоря уже о предложенной им концепции европейской безопасности, которая окончательно лишила бы и без того мягкотелую Европу этой самой безопасности.
Отказ премьер-министра Путина принять на параде в Москве вице-президента США Джозефа Байдена и встреча президента Медведева с лидером террористической организации ХАМАС Халедом Машалем четко показывают, где расположены внешнеполитические приоритеты Кремля.
В приведенной журналом цитате Сергея Лаврова, которая, по утверждению авторов, присутствует в слитом документе, российский министр выражает «беспокойство» за судьбу президента Обамы и «обвиняет «военный, разведывательный и внешнеполитический истэблишмент США» в попытках «возврата к конфронтационной политике прошлой администрации».
Это напомнило мне как о прежних советских временах, когда упомянутые Лавровым «враги» стояли на пути улучшения отношений, так и о недавней радости Москвы в связи с назначением Кондолизы Райс на пост вначале советника президента Буша по национальной безопасности, а затем и госсекретаря США.
Точно так же в Кремле хлопали в ладоши выбору Генри Киссинджера и Тома Грэма (бывшего старшего директора по России в Совете национальной безопасности США) на роль «челноков» между Белым домом и Москвой. Похоже, что Кремль продолжает «танцевать» Вашингтон как хочет. Вопрос в том, удастся ли ему в очередной раз склонить «доверчивую девушку» «к ужину».