Программа разоружений
Как вы думаете, о чем поведал миру Дмитрий Медведев, когда на совещании, посвященном бюджету силовых ведомств, поставил задачу к 2015 году оснастить российскую армию современным вооружением не менее чем на 30 процентов? Думаете, о том, что российская армия имеет шанс приобрести, наконец, новый облик? Ничуть не бывало. Российский президент официально уведомил, что программа вооружений на 2007 — 2015 годы сорвана полностью и окончательно. В феврале 2007-го Сергей Иванов, в то время не только вице-премьер, но еще и министр обороны (а также участник смотрин на роль преемника) сообщил депутатам Госдумы, что в 2015 году российская армия будет перевооружена на 45 процентов.
Следует заметить, что все программы вооружений (а их уже было по меньшей мере три) проходят один и тот же жизненный цикл. Этап первый – торжественное принятие с объявлением того, на сколько процентов будет перевооружена наша армия через десять лет, этап второй – выделение средств производителям, обещающим просто завалить современной техникой, этап третий – деньги растворяются неизвестно где, этап четвертый (он же первый) – принятие новой программы вооружений с обещанием обновить военную технику на сколько-то процентов.
В ходе совещания никто не спросил у Сергея Иванова, сидевшего аккурат рядышком с премьером, почему, собственно говоря, провалилась программа вооружений, которая была разработана не в «лихие 90-е», а в сытые нулевые. Почему никто не поинтересовался у Сергея Борисовича, где обещанные им в 2007-м танки и бронемашины для оснащения аж 40 танковых, 97 мотострелковых и 50 воздушно-десантных батальонов. А кроме того 5 бригад, оснащенных ракетами «Искандер». А еще 100 тысяч наиновейших автомобилей. А также немереное количество комплексов ПВО С-400…
Конечно, деньги исчезают благодаря коррупции, По слухам, стоимость откатов при заключении контрактов на производство вооружений достигает 30-50 процентов общей стоимости. Неслучайно силовые ведомства коллективно проигнорировали попытку создать Гособоронпоставку, агентство, которое бы заключало бы контракты вместо них.
Однако главная проблема все же не в этом. Проблема в том, что под руководством Владимира Путина и Сергея Иванова была создана пародия на советский ВПК. Отраслевые министерства СССР возродились в виде корпораций: авиационной, судостроительной и прочих. По сути это все тот же колхоз, где одно более-менее эффективное предприятие кормит десяток полубанкротов. При этом деньги на содержание этих полубанкротов закладываются в стоимость поставляемой военной техники.
Кроме того, до сих пор никто не задумался над необходимостью воссоздания системы производства элементной базы. Дмитрий Анатольевич может сколь угодно долго требовать, чтобы вся связь в Вооруженных силах перешла на «цифру» до 2012 года (притом, что сейчас 85 процентов оборудования – аналоговое), но толку от этого не будет. Потому что производство красивых радиостанций, которые продемонстрировали Медведеву, можно наладить только за границей. Точно также как производство преемников многострадальной ГЛОНАСС в конце концов Россия стала изо всех сил навязывать Индии. Любопытно, в какой стране собираются теперь производить сов. секретные средства связи для российской армии? Или в каком государстве собираются приобретать элементную базу для них? В Америке ? А, может быть, в Китае?
На самом деле, пока что никто не собирается всерьез решать проблемы отечественного ВПК. Он остается источником денег для коррумпированных военных чиновников. Он позволяет держаться на плаву сотням предприятий, которые должны стать банкротами. Единственное, чего он не может, так это обеспечить Вооруженные силы военной техникой, которая им действительно нужна.
Фотографии РИА Новости