Arctic Sea и «лесные братья»
Не успел Европейский суд по правам человека умыть Кремль по поводу красного партизана Кононова, как империя нанесла ответный удар. Выяснилось, что заказчиком похищения Arctic Sea был не кто иной, как Эрик Кросс, автор монографий про эстонских «лесных братьев», а заодно — бывший шеф безопасности Эстонии и советник грузинского правительства во время войны 2008 года.
Выяснилось это из показаний на суде одного из захватчиков Artcic Sea Дмитрия Савина, проживающего в Латвии без гражданства. Савин действительно сидел в одном офисе с Кроссом.
Я долго думала, что мне это напоминает, и вспомнила: 11 декабря прошлого года в Бангкоке поймали Ил-76, который раньше принадлежал компании известного торговца оружием Виктора Бута и вез оружие куда-то туда же, куда и Arctic Sea. И когда его поймали, РИА-«Новости» первым сообщило, что самолет принадлежит не кому-нибудь, а грузинской компании Air West Georgia. Кошмар! Саакашвили вытеснил нас с рынка поставок оружия террористам Ближнего Востока!
Правда, тут же выяснилось, что грузинская авиакомпания Air West Georgia… имеет представительство в правительственном российском аэропорту Внуково, и, что характерно, никакой ОБЭП в Air West Georgia не нагрянул.
Я не берусь утверждать, что за героическим заплывом Arctic Sea с чем-то длинным и круглым на борту и Виктором Бутом, который сидит потому, что пытался поменять российские ПЗРК на колумбийский кокаин, стоит один и тот же бенефициар. Но исключить это, кстати, тоже не могу, потому что обе истории – и с грузинской авиакомпанией, зарегистрированной во Внуково, и с грузинским советником, занимавшимся похищениями судов, несут на себе отпечаток вполне индивидуального идиотизма.
Потому что вообще-то показания Дмитрия Савина пока разоблачают не Эрика Кросса, а Дмитрия Савина. Они сообщают, что возле бывшего главы безопасности Эстонии подвизался российский агент: Савин. И что Россия с Савином обошлась так же, как с Мовлади Байсаровым. То есть своих агентов эти ребята мочить в сортире умеют.
ИСТОРИЯ ARCTIC SEA
Напомню, что нам известно об Arctic Sea.
Сухогруз Arctic Sea, дедвейт 4706 тонн, постройка 1991, флаг Мальты, оператор Solchart Arkhangelsk Ltd Архангельск, имел обыкновение возить грузы в алжирский порт Беджайю, причем каждый раз, после того, как он проходил Ла-Манш, у него пропадал AIS. Эта удивительная особенность развалюхи, видимо, заинтересовала какую-то державу, которой не нравятся поставки оружия исламистам – и 24 июля Arctic Sea был перехвачен у шведского острова Олунд людьми, которые продемонстрировали фантастическую физическую подготовку. В частности, они забрались на борт корабля так: встречным курсом прошли две лодки, соединенные канатом, носом корабль подхватил канат, лодки припечатали к борту, захватчики взлетели наверх.
Боцман, однако, успел послать смс «Родине».
Эта смс фигурирует решительно во всех данных, но толкуют ее по разному: один раз по телевизору объяснили, что моряк послал смс, хозяин судна ему перезвонил и успокоился, услышав, что «это — шутка». Другой раз «источник из спецслужб» поведал «МК», что сразу после этой смс Родина подняла свой военно-морской флот. Очевидно, что ни та, ни другая реакции не являются нормальными. Если судно сообщает «нас захватили», то не надо поднимать флота или вообще оставлять это без внимания. Проще всего позвонить шведам – и через двадцать минут судно, следующее водами, которые кишат кораблями, как сельдью, будет блокировано.
Итак, следующие четыре дня захваченное судно продолжало идти Датским проливом и Ла-Маншем, хозяева знали, что оно захвачено, но никому не говорили и, видимо, лихорадочно решали, что делать.
Решали долго. Судя по всему, решал большой творческий коллектив авторов, не привыкших принимать подобных решений. И в итоге 29-го решили что-то странное: в новостях появилась «утечка», что судно было захвачено на 12 часов какими-то неизвестными бандитами, экипаж избит, но потом бандиты ретировались, и судно идет дальше. Это была попытка хозяев груза спугнуть захватчиков, не давая в то же время полиции повод зайти на судно.
30 июля, в 01.29 по Гринвичу, то есть после утечки, судно вырубило AIS и исчезло.
Утечка между тем так и не остановилась: верный признак бюрократического решения, принятого с трудом и навсегда. 31-го июля «КП» публикует душераздирающую статью «Русских моряков били прикладами посреди Европы».
В этой статье Виктор Матвеев, директор компании-оператора судна, рассказал о том, как захватчики с «ломаным английским» жестоко обращались с экипажем и отлично разбирались в морском деле. «Какая же жуть творится в самом, казалось бы, спокойном и цивилизованном уголке Европы!» – писала «КП».
Самое поразительное в этой статье – утверждение Матвеева, что пираты уже покинули судно. Напомню – статья вышла 31-го, стало быть, номер ушел в печать вечером 30-го, AIS на судне вырубили в ночь на 30-ое. То есть одно из двух. Либо захватчики действительно покинули судно через 12 часов, и тогда все последующие фокусы с вырубанием AIS, 17-дневным отсутствием, посылкой флота на помощь и пр. есть следствия приказаний растерянных хозяев груза. Либо AIS вырубили таки захватчики, и тогда Виктор Матвеев в интервью «КП» заведомо лжет.
2 августа СКР «Ладный» проходит Босфор: такой временной расклад означает, что российский ВМФ таки направлен специально на поиски Arctic Sea, но не сразу после похищения, а сразу после исчезновения сигнала.
Судно молчит, но владелец не поднимает паники. 4 августа Arctic Sea не пришел в Беджайю: владельцу все равно. 5, 6, 7, 8, 9, 10 августа владелец судна с пропавшим AIS, который только что рассказывал «КП» о зверствах, творившихся против российских моряков посреди Европы, молчит, и скандал начинается после 11 августа. Его поднимают жены моряков и Михаил Войтенко, в «Морском бюллетене» которого опубликовано их обращение.
Тут Россия признает, что Arctic Sea пропал, и божится, что на выручку ему идет флот. Но, удивительное дело: Россия отвергает всякую иностранную помощь в его поиске и даже не включает пропажу Arctic Sea в «извещения мореплавателям» – сводку всех важных происшествий на море. Это все равно, как если бы у человека угнали машину, и ему бы сказали, что пошлют на выручку его машины группу «Альфа», но вот в стоп-лист ГАИ машину объявлять не будут. Такое возможно только тогда, когда хорошо известно, где искать машину и что с ней случилось.
Тем не менее, даже и без «извещений мореплавателям» было ясно, что кто-то, скорее всего, обнаружит судно раньше российского флота. И, действительно, в ночь на 15 августа береговая охрана островов Кабо-Верде сообщила, что Arctic Sea находится в 740 морских милях от Кабо-Верде. То, что произошло дальше, было поистине удивительно. Сначала выступил российский посол в Кабо-Верде и заявил, что береговая охрана все перепутала (как будто он лучше береговой охраны разбирался в данном вопросе), а спустя несколько часов AIS Arctic Sea заработал в Бискайском заливе. Заработал – и умолк, и Минобороны Франции сообщило, что в Бискайском заливе нет никакого Arctic Sea, а в том месте, откуда доносился сигнал, есть три российских военных корабля.
17 августа Arctic Sea был обнаружен, и тут ситуация сделалась вообще абсурдной. Естественно было б спасенных моряков вернуть домой, под софиты, демонстрируя заботу российского государства о попавших в беду гражданах. Но не тут-то было! После чудовищно тяжелого рейса моряков разделили на две части. Одну увезли домой и посадили в Лефортово, заявив, что, возможно, среди них есть сообщники пиратов. Когда поднялась волна возмущения, официальные власти заявили, что моряки сидят не в Лефортово, а в гостинице, а с родными не связываются потому, что не хотят.
Вторую часть моряков оставили на судне, как будто нельзя было привезти сменной команды, а в придачу им выдали матросов с «Ладного». Таким образом, и та, и другая части моряков были совершенно изолированы от публики, и даже матросы с «Ладного», оказавшиеся на борту Arctic Sea, не выходили на связь с родными.
Кроме этого, на спасение Arctic Sea прилетели два огромных грузовых самолета — кругляк они, что ли, торопились доставить в Беджайю?
Причина изоляции моряков была достаточно очевидна. Даже те скупые фразы, которые они умудрились обронить перед государственными каналами, никак не вязались с официальной версией. Один моряк показал следы от наручников и пожаловался: «Уже месяц прошел, а следы все тут» (то есть его заковывали в наручники месяц назад? А кто же тогда те «захватчики», которые сдались без боя российскому флоту?). Другой моряк заметил, что судно «захватывали два раза».
Но самое замечательное — это, конечно, те восемь татуированных дебилов, Савин и компания, которых свели, заломив руки, с судна и предъявили телекамерам в качестве захватчиков. Они все три недели ожидали, видимо, пока их захватит российский флот.
Тут я бы хотела отвлечься и рассказать следующую историю: в 1633 году в городе Лудене проходил процесс против Урбена Грандье, который напустил бесов на целый местный монастырь урсулинок. Так как дело было во Франции времен Ришелье и народ был уже весьма просвещен, то некоторые сомневались, будто Грандье заключил договор с дьяволом и пр. Но они были совершенно посрамлены, когда один из священников, изгоняя беса из игуменьи Анны Дезанж, потребовал от оного беса представить ему копию договора, заключенного бесом с Грандье. И что вы думаете? Копия была представлена.
Вот у наших спецслужб представления о доказательствах такие же, как у инквизиции в 1633 году; а Савин и компания – это ровно то же самое, что копия договора Грандье с бесами.
В истории с Arctic Sea до сих пор многое непонятно. И самое непонятное — когда именно захватчики покинули судно и что именно должны были на нем сделать Савин и компания. Среди прочих фантастических вариантов, например, напрашивается и такой: захватчики действительно быстро покинули судно, сфотографировав его груз, после чего по приказу владельцев судна болтались неизвестно где до той поры, пока на борт не прибыли Савин с друзьями- уголовничками. Савину и его друзьям приказали убить экипаж, чтобы настоящие захватчики никогда ни публично, ни приватно не могли бы воспользоваться результатами своей операции.
Но тут поднялся шум по поводу пропажи судна, да и Савин и Ко поняли, что их потом доблестно убьют при штурме и заказчиком назовут кровавого советника кровавого Саакашвили. И получилось ни то, ни се, ни бойня, ни освобождение, словом – черти что получилось.
Так что ни в чем до сих пор нельзя быть уверенным, кроме двух вещей. Во-первых, Савина и его товарищей на борт загнали не за тем, чтобы через год, запинаясь, с бегающими от вранья глазами сообщить что-то про эстонского советника Саакашвили. Во-вторых, в том, кто захватывал Arctic Sea, тоже особой загадки нет. В марте 2010 года два самых элитных подразделения Армии обороны Израиля – 13-ая флотилия и спецназ Генштаба, «Саерет Маткаль» – были представлены к знакам отличия за ряд секретных операций 2009-го года, одна из которых, по крайней мере, не будет предана огласке ближайшее десятилетие.