КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииШанс для КСОР. Упущен?

15 ИЮНЯ 2010 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

 

РИА Новости
Полторы сотни убитых, десятки тысяч беженцев, пылающие кварталы, разграбленные дома. Волна насилия, которая несколько лет набирала силу в Центральной Азии, накрыла Киргизию. И временное правительство этой страны обратилось за помощью, попросило прислать миротворцев. Ни Америку, ни НАТО (представляю, какую истерику устроили бы в этом случае наши патриоты, мол, руки прочь, пиндосы проклятые, от наших конфликтов). Помощь запросили у России. А президент великой державы в ответ провякал нечто маловразумительное: следует, мол, немедленно положить конец кровопролитию. Так они, киргизские начальники, и рады бы положить этот самый конец, только сил вот нет. И вместо миротворцев Москва направила в Киргизию самолет МЧС, который вывез шестерых жителей республики, получивших тяжелые травмы в ходе конфликта. Был, правда, послан и усиленный батальон десантников, но не для выполнения миротворческой миссии, а для защиты российских военнослужащих и членов их семей. Которые размещены километрах в 500 от района конфликта…

Между тем, именно сейчас Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, а также Армения и Белоруссия, проходит самую настоящую проверку. С момента создания этой организации, которая по всем формальным признакам напоминает военный союз, скептики высказывали подозрение, что вся эта затея с ОДКБ никакого практического смысла не имеет, а предназначена исключительно для того, чтобы кремлевские начальники могли доказать себе и миру, что у них тоже есть нечто — ну типа, как у Вашингтона НАТО. Тем более что до поры до времени сотрудничество в рамках ОБКБ сводилось к совместным учениям ПВО (что, мягко говоря, не является ответом на существующие угрозы) да поставкам российского оружия по льготным ценам. Правда, чем хуже идут дела у объединенной группировки Североатлантического альянса в Афганистане, тем становится яснее, что ОДКБ начинает играть важнейшую роль в обеспечении безопасности страны. Очевидно, что поражение НАТО в Афганистане обернется тем, что слабые авторитарные режимы Центральной Азии не смогут противостоять радикальному исламу, начнутся гражданские войны, национальные конфликты. Стало быть, в течение нескольких месяцев десятки тысяч беженцев будут штурмовать российскую границу, как сейчас они штурмуют границу между Киргизией и Узбекистаном. И Москва начала довольно рационально готовиться к тому, чтобы парировать эту угрозу безопасности России (пожалуй, на сегодняшний день единственную реальную угрозу). Она очень активно стала формировать Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Участвовать в них согласились все государства ОДКБ, кроме Узбекистана. В состав КСОР Россией были выделены воздушно-десантная дивизия и воздушно-штурмовая бригада. От других государств Москве нужны были не столько воинские части, сколько юридическая основа для вмешательства на ранней стадии конфликта. Уже были проведены и учения, включавшие экстренную переброску войск.

Но вот дело дошло до дела. И Москва предпочла спустить вопрос о проведении миротворческой операции на тормозах. Консультации о проведении миротворческой операции проходят на уровне секретарей Советов безопасности стран ОДКБ. Представитель Казахстана уже заявил, что операция преждевременна и что Киргизии надлежит самой решать свои проблемы. Генсек ОДКБ Николай Бордюжа предложил ограничиться немедленными поставками транспортных средств и горюче-смазочных материалов. То есть все претензии России играть главенствующую роль в обеспечении безопасности на постсоветском пространстве закончились ничем. Если при следующем конфликте его жертвы обратят свои просьбы о миротворчестве к другим странам, Москве должна обижаться только на себя.

В чем же причины такой нерешительности? На мой взгляд, все дело в отсутствии воинских соединений, способных выполнять миротворческие функции. Это результат отказа от соединений, сформированных из контрактников. В результате даже в элитных воздушно-десантных войсках половина военнослужащих — новобранцы, которые отслужили меньше полугода. Если следовать российским законам (которые, впрочем, были без стеснения нарушены во время российско-грузинской войны), то им нельзя участвовать в миротворческой операции, даже с юридической точки зрения. То, что эти солдаты не готовы действовать в сложных условиях межнационального конфликта, очевидно. Неслучайно, как только было принято решение об отказе от частичного перевода Вооруженных сил на контракт, в Минобороны тотчас забыли о 15-й бригаде, которую как раз готовили для выполнения миротворческих задач. Все, что находится в распоряжении Верховного главнокомандующего – это пять сформированных из контрактников батальонов воздушно-десантных войск. Но один батальон – в отпуске, два других – уже находятся в Киргизии, охраняют нашу авиабазу в Канте. Боюсь, что у Медведева просто нет боеготовых соединений для выполнения миротворческих операций. И ОДКБ теряет шанс доказать, что она хоть для чего-то нужна.

Фотография РИА Новости

Обсудить "Шанс для КСОР. Упущен?" на форуме
Версия для печати