Шанс для КСОР. Упущен?
Полторы сотни убитых, десятки тысяч беженцев, пылающие кварталы, разграбленные дома. Волна насилия, которая несколько лет набирала силу в Центральной Азии, накрыла Киргизию. И временное правительство этой страны обратилось за помощью, попросило прислать миротворцев. Ни Америку, ни НАТО (представляю, какую истерику устроили бы в этом случае наши патриоты, мол, руки прочь, пиндосы проклятые, от наших конфликтов). Помощь запросили у России. А президент великой державы в ответ провякал нечто маловразумительное: следует, мол, немедленно положить конец кровопролитию. Так они, киргизские начальники, и рады бы положить этот самый конец, только сил вот нет. И вместо миротворцев Москва направила в Киргизию самолет МЧС, который вывез шестерых жителей республики, получивших тяжелые травмы в ходе конфликта. Был, правда, послан и усиленный батальон десантников, но не для выполнения миротворческой миссии, а для защиты российских военнослужащих и членов их семей. Которые размещены километрах в 500 от района конфликта…
Между тем, именно сейчас Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, а также Армения и Белоруссия, проходит самую настоящую проверку. С момента создания этой организации, которая по всем формальным признакам напоминает военный союз, скептики высказывали подозрение, что вся эта затея с ОДКБ никакого практического смысла не имеет, а предназначена исключительно для того, чтобы кремлевские начальники могли доказать себе и миру, что у них тоже есть нечто — ну типа, как у Вашингтона НАТО. Тем более что до поры до времени сотрудничество в рамках ОБКБ сводилось к совместным учениям ПВО (что, мягко говоря, не является ответом на существующие угрозы) да поставкам российского оружия по льготным ценам. Правда, чем хуже идут дела у объединенной группировки Североатлантического альянса в Афганистане, тем становится яснее, что ОДКБ начинает играть важнейшую роль в обеспечении безопасности страны. Очевидно, что поражение НАТО в Афганистане обернется тем, что слабые авторитарные режимы Центральной Азии не смогут противостоять радикальному исламу, начнутся гражданские войны, национальные конфликты. Стало быть, в течение нескольких месяцев десятки тысяч беженцев будут штурмовать российскую границу, как сейчас они штурмуют границу между Киргизией и Узбекистаном. И Москва начала довольно рационально готовиться к тому, чтобы парировать эту угрозу безопасности России (пожалуй, на сегодняшний день единственную реальную угрозу). Она очень активно стала формировать Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Участвовать в них согласились все государства ОДКБ, кроме Узбекистана. В состав КСОР Россией были выделены воздушно-десантная дивизия и воздушно-штурмовая бригада. От других государств Москве нужны были не столько воинские части, сколько юридическая основа для вмешательства на ранней стадии конфликта. Уже были проведены и учения, включавшие экстренную переброску войск.
Но вот дело дошло до дела. И Москва предпочла спустить вопрос о проведении миротворческой операции на тормозах. Консультации о проведении миротворческой операции проходят на уровне секретарей Советов безопасности стран ОДКБ. Представитель Казахстана уже заявил, что операция преждевременна и что Киргизии надлежит самой решать свои проблемы. Генсек ОДКБ Николай Бордюжа предложил ограничиться немедленными поставками транспортных средств и горюче-смазочных материалов. То есть все претензии России играть главенствующую роль в обеспечении безопасности на постсоветском пространстве закончились ничем. Если при следующем конфликте его жертвы обратят свои просьбы о миротворчестве к другим странам, Москве должна обижаться только на себя.
В чем же причины такой нерешительности? На мой взгляд, все дело в отсутствии воинских соединений, способных выполнять миротворческие функции. Это результат отказа от соединений, сформированных из контрактников. В результате даже в элитных воздушно-десантных войсках половина военнослужащих — новобранцы, которые отслужили меньше полугода. Если следовать российским законам (которые, впрочем, были без стеснения нарушены во время российско-грузинской войны), то им нельзя участвовать в миротворческой операции, даже с юридической точки зрения. То, что эти солдаты не готовы действовать в сложных условиях межнационального конфликта, очевидно. Неслучайно, как только было принято решение об отказе от частичного перевода Вооруженных сил на контракт, в Минобороны тотчас забыли о 15-й бригаде, которую как раз готовили для выполнения миротворческих задач. Все, что находится в распоряжении Верховного главнокомандующего – это пять сформированных из контрактников батальонов воздушно-десантных войск. Но один батальон – в отпуске, два других – уже находятся в Киргизии, охраняют нашу авиабазу в Канте. Боюсь, что у Медведева просто нет боеготовых соединений для выполнения миротворческих операций. И ОДКБ теряет шанс доказать, что она хоть для чего-то нужна.