К вопросу о выращивании кукурузы
в Сколково

Однако некоторым коллегам почему-то вспомнились события более чем полувековой давности. В 1959-м тогдашний наш модернизатор и прогрессист Никита Сергеевич отправился в Америку. И, представляете, многое ему там, точь-в-точь как теперь Дмитрию Анатольевичу, страшно понравилось. Правда, не научно-технические достижения – тогда считалось, что по ним мы впереди планеты всей. Но научившись, как уверял Хрущев, делать ракеты как сосиски, СССР явно тормозил при изготовлении обычных сосисок и почему-то никак не мог накормить ими своих граждан. Так что когда американский фермер по фамилии Гарст, посетивший в 1955-м Москву, сразил Хрущева вопросом: «Вам хватило трех недель, чтобы украсть у нас секрет атомной бомбы, почему при этом не хватает трех недель, чтобы узнать у меня все секреты выращивания кукурузы?», Никита Сергеевич прямо отправился в Айову, на века прославив этот скромный штат, и нанес визит в хозяйство Гарста. Там первый секретарь ЦК КПСС тайком от свиты и журналистов утром прокрался в поле, где стал постигать гартстовы премудрости кукурузоводства. Что привело к хорошо известным последствиям для многострадального сельского хозяйства СССР. Вполне эффективные методы Гарста не прижились на советской почве. Потому что наивный американский фермер сеял тогда, когда считал нужным, а не по телефонограмме из райкома. Удобрял тогда, когда это было необходимо, а не когда удобрения отгружал завод-изготовитель. Советская властная вертикаль пережевала кукурузные идеи, не поперхнувшись. И даже энтузиазм первого секретаря не помог.


Нечто подобное ждет и модернизационные порывы Медведева. Уже много написано о том, что по непонятному для Кремля стечению обстоятельств инновации в неволе не размножаются. Не поэтому ли Китай так гениально копирует чужие разработки, налаживает их дешевое производство, но собственных прорывных технологий не создает? Российские же начальники почти так же тверды в вере в суверенную демократию, как Никита Сергеевич верил в окончательную победу коммунизма. Они считают, что Запад со своими речами о причинно-следственной связи инновационной экономики с главенством закона, правом частной собственности, независимостью суда, – просто темнит, не желая делиться новейшими технологиями. Но нас-то на мякине не проведешь. Мы твердо знаем – где-то есть главный секрет, овладев которым мы тут же войдем в число самых инновационных государств. А пока секрет не раскрыт, Дмитрий Анатольевич, выступая в Стэнфордском университете читает с наиновейшего Ipad все ту же убогую муть: «Россия – это страна с молодой демократией. Мы прошли непростой и очень быстрый для такой страны, как Россия, путь. Наша политическая система находится в постоянном развитии. Ее основы уже сложились, они, конечно, определены Конституцией, они обеспечивают возможность каждого гражданина реализовывать свои конституционные права. При этом, конечно, мы не застрахованы от ошибок и готовы улучшать нашу политическую систему. Но, конечно, мы собираемся делать это самостоятельно и без поучений извне». Типа, ребята, не учите нас жить. Помогите материально. Дайте своей волшебной кукурузы для нашего квадратно-гнездового посева. Мы вот уже и поле в Сколково вспахали. Там уполномоченный ЦК тов. Ваксельберг все обеспечит…
Но давайте отбросим скептицизм. Призывает же нас главный идеолог тов. Сурков верить в чудеса. Представим: что-то сколковское даст всходы. В конце концов и советским ученым удавалось в процессе работы над вооружениями создавать прорывные технологии. Таковых, например, появилось более двух сотен при работе над «Бураном», нашим шаттлом. И ни одна из них не было применена вне военной сферы, не превратилась в товар. Не то у американцев. У них получилось превратить, например, побочный продукт военных разработок в Интернет, что обеспечило им устойчивый экономический рост все 90-е годы.
Собственно говоря, Силиконовая долина – как раз то место, где знание превращается в товар. Формулы, идеи воплощаются в вещи, которыми пользуются миллионы. От бизнесмена-инноватора требуется не меньше творчества, чем от изобретателя. Ему нужно понять, требуется ли та или иная технология потребителю, удастся ли ее выгодно продать. Он должен (на свой страх и риск) создать систему превращения идеи в товар. А потом найти деньги на производство.
Допускаю, что гениальные головы в России найти можно, но где найти таких предпринимателей? Ведь до сих пор бизнес рассматривал инновационную деятельность как своего рода государственный оброк. Потому что был твердо уверен – эффективное производство чего-то нового в российских условиях начать невозможно. Ведь за сколковским забором наших инноваторов поджидает ненасытная свора, которая является основой режима: менты и прокуроры, налоговики с таможенниками, санинспекторы с пожарниками. И расходы на их содержание придется закладывать в стоимость нового прорывного товара. Путинское чиновничество, которое обеспечивает дорогую сердцу Дмитрия Анатольевича стабильность, заинтересовано в бесперебойном получении ренты. Здесь и сейчас. Продал баррель нефти – поделись. Ждать они не могут – кто даст гарантии, что они останутся на тех же должностях, когда инновационный продукт сможет приносить доход?
Неслучайно на встрече Медведева с выходцами из России, теперь успешно приумножающими достижения Силиконовой долины, было сделано гениальное предложение: а давайте откроем представительство Сколково в Калифорнии! Оттуда ведь ученым будет проще достучаться до предпринимателей – если не российских, то американских. Ведь дорогу им не будет преграждать корыстный чиновник. Что до Сколково российского, то там, будьте уверены, инновационная кукуруза будет посеяна своевременно, президенту доложат о высокой всхожести, за ударную уборочную кампанию Чубайса наградят еще одним орденом. Ничего иного из этой истории не воспоследует. Ну а в ходе следующего визита в США Медведеву подарят новую модель iPhone…
в Сколково
" на форуме