КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииMade in scolkovo

29 ИЮНЯ 2010 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

 

kremlin.ru
Президент Медведев побывал на Силиконщине. Товарищ президент ознакомился с достижениями американских коллег и призвал их заняться модернизацией в России.

В визите президента Медведева есть две составляющие. Одна — собственно политическая.

У Медведева нет никаких полномочий. Он не может менять силовиков, пилить бабло, расставлять на посты друзей — словом, делать все то, что составляет сейчас процесс управления Россией. Зато может чирикать в «Твиттере» и обедать с западными президентами, заставляя их верить, что в Кремле есть какие-то либеральные силы. Последнее и есть функция, возложенная на него Владимиром Путиным, и Медведев исполняет ее со всей страстью, надеясь, что Запад и в самом деле сделает ставку на него, а не на Путина.

Так сказать, блогер Киса Воробьянинов — заграница нам поможет.

О том, как реально в Белом доме отнеслись к пребыванию Медведева на Калифорнийщине, легко судить по брифингу, проведенному для журналистов накануне приезда Медведева, и пресс-релизу, опубликованному после.

Тезисы брифинга очень просты: у США есть leading national security priorities — нераспространение ядерного оружие, Иран, Афганистан и Северная Корея. И новая политика президента Обамы позволила заручиться поддержкой русских в этих важных для США вопросах. Тезисы пресс-релиза тоже очень просты: у США есть leading national security priorities — нераспространение ядерного оружие, Иран, Афганистан и Северная Корея. И новая политика президента Обамы позволила заручиться поддержкой русских в этих важных для США вопросах.

Кроме того, США призывают Россию «прекратить оккупацию грузинских территорий». И уже где-то в самом конце, после выражения озабоченности по поводу убийства Натальи Эстемировой и разгонов демонстраций, «мы приветствуем стремление президента Медведева к инновациям».

Собственно, так и должна быть составлена повестка дня нормального государства. Нормальное государство не занимается Силиконовой долиной. Оно занимается национальной безопасностью: Ираном, Афганистаном, нераспространением. И позволяет бизнесу самому заниматься Силиконовой долиной. Когда вместо бизнеса Силиконовой долиной занимается государство, вместо Силиконовой долины неизменно получается шарашка.

Премьер Путин часто вел переговоры. В основном — со странами-изгоями. То с Ливией, то с Венесуэлой, то с Боливией, то с Монголией. Как ни приедет в Триполи, так сообщение: Россия списала Ливии столько-то миллиардов долга. В обмен компании, принадлежащие друзьям Путина, получили столько-то миллиардов заказов. Даже можно было сказать на этом основании, кто России друг, а кто враг. Друг — это президент, с которым лично можно вести переговоры о том, как попилить бабло. Враг — это президент, который такие переговоры почему-то, сукин сын, не ведет. Вот не вел Буш переговоров с Путиным о том, как попилить с «Роснефтью» пару нефтяных полей на Техасщине. Раз не ведет — значит, сволочь, не любит.

Теперь президент Медведев, будучи либералом, решил провести-таки деловые переговоры с врагами, на предмет кооперации и инвестиций. Ну, не с Обамой, конечно. А с Microsoft и Google. И наши отечественные СМИ написали: «Ура, американские компании подписали с Медведевым контракт!».

Вопрос: какие именно это были компании? Ответ: Boeing и Cisco. Вы не подумайте, что я имею что-то против компании «Боинг». Это замечательная компания. У меня только один вопрос: что есть главный продукт компании «Боинг»? Самолеты. Кому она их продает? «Аэрофлоту». Вопрос: можно в условиях российских пошлин без одобрения государства продать что-то «Аэрофлоту»?

Нельзя.

Что делает компания Cisco? Раутеры. Софт и хард для сетей. Кто один из основных потребителей сетей? Государство. Два года назад был изрядный скандал: Cisco предлагала Китаю софт для Великой Китайской Интернет-стены и так в презентации и написала, что с помощью ее товара очень хорошо «сombat Falun Gong evil religion and other hostiles» («сражаться со зловредной религией Фалуньгун и другими врагами»). Вы не подумайте, что я в чем-то упрекаю Cisco. Любая коммерческая компания имеет право кастомизировать товар под покупателя: что под борьбу с Falun Gong evil religion, что под модернизацию а-ля Медведев. Я просто хочу обратить внимание читателя, что контракты с Медведевым подписали компании, клиент которых — государства.

Если президент Медведев заботится о модернизации России, может, ему вместо офиса Microsoft следовало посетить полицейский участок? И спросить: «У нас тут недавно бизнесмен поймал киллера, который в него стрелял, а киллера отпустили. Скажите, сколько у вас стоит отпустить киллера? Мы боимся, что у нас неконкурентные расценки и Россия из-за этого проигрывает».

Или он мог бы прийти в прокуратуру и спросить: «У нас тут в Таганроге недавно завели уголовное дело на изобретателя Денисенко за то, что он продавал систему измерения, на которую у него не было лицензии. Правда, по российским законам, лицензия на конкретную систему не нужна, но следователя это не остановило. Скажите, сколько у вас берет прокуратура, когда приходит в Intel и заводит дело на Энди Гроува потому, что Intel выпустил чип, на который прокуратура не выписала лицензии?»

Или он мог бы прийти в ФБР и спросить: «Скажите, у нас только что ФСБ посадила научного сотрудника Института физики твердого тела Ивана Петькова, за то, что тот выращивал искусственные сапфиры и пытался наладить их производство за рубежом. Скажите, когда Compaq или IBM открывают сборочное производство в Малайзии, сколько у вас стоит завести на них уголовное дело? А то мы боимся, что у нас расценки не те».

Я не уверена, что в полиции, прокуратуре и ФБР поняли бы вопросы президента Медведева. Я не уверена, что в США есть расценки на освобождение киллеров и арест бизнесменов.

Знает ли президент Медведев, что ни один прибор для будущих инноваций не может быть физически собран в России, потому что любой его компонент, ввозимый из-за рубежа, а) будет задержан на таможне на несколько месяцев, б) потребует заполнения таможенной декларации на каждую детальку, в) если деталькой прибора будет, к примеру, микрофон за пять центов, таможня скажет, что «средняя таможенная стоимость» концертного микрофона составляет сто долларов, и потребует с этого пошлину?

Если президент Медведев это знает, то почему он торчит в Силиконовой долине, а не разгонит законодательно оформленную банду под названием таможня? Если он этого не знает, то вообще чего он знает? Как писать в «Твиттере»?

Знает ли президент Медведев, что каждый ввозимый в Россию товар требует сертификата соответствия? Везешь из Европы косметику — надо пройти в России сертификацию. Везешь из Европы вино — тоже нужна сертификация. Может, нам хватит европейской сертификации?

Если он это знает, почему не отменяет процедуру сертификации? Если не знает — то что он знает вообще?

Знает ли президент Медведев, что после того, как ученые из Стэнфорда, нанятые компанией «Роснано», чтобы оценить технический потенциал российских университетов, проведут беседы с российскими учеными, вслед за Стэнфордом придет ФСБ и спросит, почем продавали родину? Знает ли он, что российские ученые живут в 37-м году, потому что каждый приписанный к институту фээсбешник кормится и растет с них?

Если он это знает, почему не запретит ФСБ сажать направо и налево с целью получения погон и денег? Если не знает — чего он знает вообще?

Президент Медведев лично занимается бизнесменами. Это очень здорово. В России каждый мент, каждый чекист и каждый следователь тоже лично занимаются бизнесменами. В результате ментам живется хорошо, а бизнесменам — плохо. Может быть, президенту Медведеву вместо бизнесменов лучше заняться ментами?

Может быть, президенту Медведеву лучше заняться не бизнесом, а — страшно вымолвить — государством? То есть вопросами национальной безопасности. Внешней политикой. Строительством дорог (не только к собственным резиденциям). Образованием (не только на Селигере). Созданием независимой судебной системы. Реформой полиции. Реформой прокуратуры. Роспуском таможни, ГИБДД, ФСБ, Госнаркоконтроля, Счетной палаты и еще двух десятков министерств и ведомств, служащие которых являются в чистом виде государственными преступниками — то есть людьми, которые используют государство как орудие преступления и ни для чего более.

Тогда, глядишь, и бизнес вырастет сам. И наши Петьковы и Денисенко сами превратятся в Биллов Гейтсов и Стивов Джобсов, если их не сажать на корню за первое же изобретение.

Но для того чтобы заниматься государством, надо быть государственным деятелем. Блогер Медведев таковым не является.

 Фотографии kremlin.ru

Обсудить "Made in scolkovo" на форуме
Версия для печати