КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииЭти загадочные корейцы

29 ИЮНЯ 2010 г. АНТОН ОРЕХЪ

 

В советские времена коллеги-журналисты любили писать о том, что, например, во время матчей наших и канадских хоккеистов многие иностранцы болели за «Советы». Говорят, что тогда существовали и клубы поклонников советских спортивных или балетных звезд. Кто-то объяснял это осознанием преимуществ социалистической системы, кто-то говорил о простой симпатии к мастерам мирового класса. Хотя во многом тот интерес был сродни интересу к диковинной зверюге в зоопарке. Она такая красивая и такая загадочная. Она сидит в клетке, и почти никому не удавалось увидеть ее на воле и тем более потрогать. Мы были пришельцами из другого мира. Мира таинственного, чуднОго, опасного. Такая экзотика бывает очень притягательной.

 

Я вспомнил об этом, когда смотрел матчи сборной КНДР на чемпионате мира по футболу. Мы живем в век всеобщей информатизации, глобализации, когда любой, казалось бы, уголок или человек на земле при желании досягаем за несколько секунд. И вдруг на всеобщий мировой фестиваль, за которым следит вся планета, приезжает команда, про которую неизвестно почти ничего. Один британский журналист, рассказывают, устроил в пресс-центре опрос: можете ли вы назвать имя хотя бы одного северокорейского игрока? Почти никто не справился с заданием. Вот есть Бразилия или Испания, где каждый игрок известен всем болельщикам, а есть команда, о которой даже специалисты мало что могут сказать.

В сборной КНДР был один парень — Хон Ён Чо, — выступающий в России. Да, товарищи, в этой сборной есть легионеры, играющие за границей. Но даже про «нашего» Хона толком ничего не скажешь. В «Ростове» он почти не играл, сидя в запасе. А в сборной он капитан! За два месяца до чемпионата мира его вызвали на родину готовиться к мировому первенству — но ничего больше в Ростове о своем игроке не знали. Поэтому когда прошел слух, что четверо корейцев сбежали из команды, чтобы предположительно попросить убежища, долгое время эту информацию было невозможно проверить. Никто же их не знал! Как они выглядят хотя бы? Из штаба корейской сборной процедили, что просто возникла путаница и никто никуда не убегал. Потом оказалось, что, видимо, так все и было. Обсчитались... Из той же серии была история с попыткой под видом третьего вратаря (по регламенту в сборной их должно быть трое) заявить дополнительного нападающего, мол, кто там разберется.

За корейцев, тем не менее, многие стали болеть. Как за тех самых пришельцев с другой планеты, страшную экзотику, как за «эксклюзив». А уж такого, чтобы болеть против них специально, потому что у них-де на родине правит диктатор, попираются все мыслимые права и свободы — такого точно не было.

Ну и каким же оказалось знакомство с посланцами иных миров? Оно оказалось неожиданным. Во-первых, они не на одно лицо. Во-вторых, они улыбаются! В-третьих, они играют в футбол от души. Команда потерпела два крупных поражения, но она играла с первой до последней минуты, что давно уже в современном футболе превратилось в анахронизм. Мировые звезды отвыкли выкладываться на поле без нужды. Если команда проигрывает, они бросают играть. Если их устраивает счет, они тоже бросают играть. А корейцы бегали и бегали, боролись, старались. И при этом не выглядели как роботы чучхэ. Наоборот, публика это оценила, потому что это был тот футбол, который она хочет видеть, заплатив за 90 минут зрелища, а не за 15 или 20, в остальное время наблюдая прагматичное перекатывание мяча под мифическим предлогом следования некоей тактической схеме.

Северокорейцы были при этом подчеркнуто дисциплинированы и вежливы. Соперники превосходили их в мастерстве, но они не били их по ногам, не грубили, у них не сдали нервы, что, скажем, при счете 0:5 вполне могло произойти с любой другой командой. Под конец турнира народ даже выучил нескольких игроков из КНДР, а Чон Тэ Се — вообще стал одним из самых любопытных персонажей группового этапа и получил прозвище «народный Руни» по аналогии с буржуазным Руни из сборной Англии. И между прочим, сейчас, когда и Северная Корея, и Англия уехали домой, Чон Тэ Се оставил о себе гораздо более яркую память, чем его британский «однофамилец». И не только потому, что лил слёзы при звуках гимна (в чем лично я, кстати, ничего плохого или смешного не вижу), а потому что играл хорошо.

Чон, между прочим, играет в Японии, где и родился когда-то и живет до сих пор. И таких «репатриантов» в команде двое. Кроме «Руни» еще и Ан Ен Хак, шокировавший публику заявлением, что после вылета его команды из чемпионата будет болеть за сборную Южной Кореи! А каков тренер Ким Чжон Хун, увенчавший пресс-конференцию на языке врага — Thank You! Он вообще показался очень достойным господином, точнее, товарищем. Поначалу журналисты пытались развести его на политику, задавая всякие «сомнительные» вопросы и называя его страну Северной Кореей, а Великого Руководителя Ким Чен Ира всего лишь «главой государства». Тренер Ким их резво «отбрил», не сдав политически важных рубежей, но в остальном был совершенно адекватным человеком. Говорил об игре то, что было, без кривляний, без истерик. Не обещал ради партии и Великого Руководителя выиграть чемпионат мира, а когда его команду побили, терпеливо и, главное, содержательно отвечал на вопросы и взял на себя ответственность за неудачу, на что не хватило мужества большинству его знаменитых коллег. А уж такой постыдный господин, как французский тренер Доменек, по сравнению с корейцем Кимом смотрелся откровенно убого, даром что француз представлял свободный мир, а Ким — закрытое тоталитарное общество.

В общем, встретили северных корейцев с любопытством, а проводили с симпатией, увидев в них не просто людей, а людей достойных во многих отношениях. Но избави боже приписать их достоинства достижениям режима. Строго говоря, и симпатии-то возникли от того, что мы ожидали увидеть что-то совсем пещерное, унылое, строевое-маршевое и обрадовались проявлению простых человеческих эмоций.

Главное в другом. Этих корейцев помимо прочего было очень жалко. Именно потому, что они оказались обычными и симпатичными людьми с массой положительных качеств. Но при этом вынуждены жить в дикой стране, тратить лучшие годы на соучастие в идиотизме. Те, кто работает с Хон Ен Чо в Ростове, отзываются о нем как о вполне нормальном парне. У него были сложности с адаптацией в России, но сложности ничуть не большие, чем у прочих иностранцев. А потом он прижился и нормально чувствует себя здесь. А его соотечественники живут как подопытные мыши. И точно так же когда-то жили мы. И наши знаменитые спортсмены и артисты также ненадолго вырывались в нормальную жизнь, попадая за границу. И им тоже симпатизировали, но симпатии те были во многом замешаны на сочувствии.        

Обсудить "Эти загадочные корейцы" на форуме
Версия для печати