КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеКто главный по кнопочкам

5 ИЮЛЯ 2010 г. ЮЛИЙ НИСНЕВИЧ

 

РИА Новости

Ажиотаж в СМИ по поводу отсутствия депутатов на заседаниях Государственной думы не утихает уже вторую неделю. Интерес к этой теме возбудил телеканал РЕН ТВ, показавший 20 мая сюжет о единогласном принятии в первом чтении законопроекта о полном запрете употребления алкоголя за рулем. Приняли 449 голосами, когда в зале присутствовало всего 88 депутатов. С тех пор эта тема не дает покоя не столько рядовым гражданам, которых не очень-то и волнует, что и как делают или не делают депутаты, сколько президенту Д. Медведеву. Осваивая новую игрушку Twitter, он 29 мая в очередной раз попенял депутатам, написав: «Депутаты должны следить за явкой на заседаниях парламента. Просто стыдно смотреть на пустые кресла. На работу надо ходить». Однако президент-юрист либо недостаточно осведомлен, либо, исходя из каких-то своих президентских соображений, делает вид, что не знает о юридической подоплеке этой давней истории.

Еще представитель президента в Государственной думе второго созыва (1995-1999 гг.) А. Котенков неоднократно «пересчитывал по головам» присутствовавших в зале при принятии тех или иных законов депутатов и публично заявлял о неправомочности решений, принятых в отсутствие необходимого числа голосующих. Оспаривая конституционность принятого именно в таком порядке закона о перемещенных культурных ценностях, президент Б. Ельцин обратился в Конституционный суд. И суд в июле 1999 года своим постановлением указал депутатам на юридическую «лазейку» для того, чтобы они могли на законных основаниях не ходить на заседания Думы. В постановлении по сути было сказано, что если нельзя, но очень хочется, то можно. И для этого достаточно внесения «в Регламент Государственной думы дополнений, касающихся порядка передачи депутатом своего голоса в связи с отсутствием на заседании по обстоятельствам, имеющим исключительный характер». Именно это депутаты с удовольствием и сделали в сентябре 1999 года, внеся в регламент норму о допустимости передачи голоса другому депутату путем подачи заявления, которое может быть направлено даже телеграммой.

Поэтому вполне обоснованные с морально-этической точки зрения претензии к депутатам, не участвующим в заседаниях, сегодня не могут иметь никаких юридических последствий. Тем более когда можно предположить, что должным образом оформленные заявления депутатов о передаче голоса с открытой датой постоянно хранятся в сейфах аппаратов депутатских фракций.

Но есть одно малоизвестное, но очень важное обстоятельство, которое до некоторой степени оправдывает систематическое отсутствие большинства депутатов фракции «Единая Россия» не только на пленарных заседаниях, но и вообще в стенах Государственной думы.

Суть этого обстоятельства заключается в следующем. Работа фракции «Единая Россия» регламентируется утвержденным на ее организационном собрании положением, которое нигде с тех пор не опубликовано и тщательно оберегается не только от внимания извне, но и от рядовых членов фракции. Этим положением установлено, что президиум фракции, решения которого являются обязательными, «определяет позицию фракции по вопросам текущей законопроектной деятельности и доводит ее до членов фракции».

Таким образом, то, как будет по любому закону всегда единогласно голосовать фракция, обладающая конституционным большинством и потому решающая все вопросы без учета позиций других фракций, определяют не 315 членов этой фракции, а только 17 членов ее президиума, один из которых — руководитель аппарата фракции С. Кудинов — вообще не является депутатом. Поэтому ответственная работа 299 членов фракции «Единая Россия» сводится к нажатию только той кнопки для голосования, на которую им укажет президиум. А для этого регулярное присутствие в Государственной думе депутатов, не занимающих важные административные посты, очевидно не является обязательным.

Теперь понятно, кто у нас главный по кнопкам для голосования в  Думе. Для того чтобы поближе познакомиться с членами этого ареопага, обратимся в первую очередь к сайту партии «Единая Россия».

Возглавляет ареопаг, как и следовало ожидать, трехликий Янус Б. Грызлов, он же председатель Государственной думы, он же председатель Высшего совета партии «Единая Россия», он же руководитель фракции «Единая Россия». Этот персонаж хорошо известен своими высказываниями о том, что нашей «суверенной демократии» не нужны ни западный парламент-говорильня, ни клевета независимых СМИ на любимую власть, ни свобода митингов политических экстремистов, по указке из-за рубежа мешающих  «России подниматься с колен».

Состав ареопага подобран в лучших советских традициях. Мужскую его часть помимо руководителя составляют двенадцать совсем не разгневанных, а очень даже сервильных мужчин. Освобожденный еще со времен КПСС партийный работник из Татарстана О. Морозов, два офицера-политработника Ф. Клинцевич и С. Кудинов и еще один военный Ю. Волков, который, правда, по сведениям некоторых СМИ служил не в Вооруженных силах, а в органах государственной безопасности. Два «красных директора» — колымский гидроэнергетик В. Пехтин и тюменский газовик В. Язев. Советский полярник А. Чилингаров, который недавно слетал на вертолете с главой ФСБ на Южный полюс и на деньги члена фракции «Единая Россия» В. Груздева то ли спустил, то ли опустил на дно Северного Ледовитого океана флаг России, и специалист-международник А. Кокошин из номенклатурного Института США и Канады АН СССР. Активный участник движения студенческих строительных отрядов В. Рязанский, впоследствии переквалифицировавшийся в директора студенческого городка МАИ, специалист по механизации сельского хозяйства из Саратова В. Володин, а также младший научный сотрудник — биолог из Ленинграда В. Резник, ставший в 80-е годы кооперативно-комсомольским предпринимателем. И, наконец, самый молодой член мужской части ареопага А. Воробьев, который, тем не менее, успел послужить в дивизии им. Дзержинского КГБ СССР и поучаствовать в операциях по наведению конституционного порядка в Баку, Ереване, Коканде и Фергане.

Прекрасно-декоративную часть ареопага составляют, как и положено, профсоюзный работник из Саратова Л. Слизка, врач из Ивановской области Т. Яковлева, экономист из Красноярского края Н. Герасимова и спортсменка, олимпийская чемпионка С. Журова, по совместительству служившая младшим лейтенантом внутренней службы в следственном изоляторе Санкт-Петербурга.

Вот такая команда определяет нажатием какой кнопки для голосования депутаты фракции «Единая Россия» обязаны решать судьбу каждого закона. А в целом — обеспечивает административно-принудительную реализацию решений о поддержке или отклонении законов, которые принимаются не в Государственной думе, а в ином месте. Но это уже совсем другая история.

Фотография РИА Новости

Обсудить "Кто главный по кнопочкам" на форуме
Версия для печати