Компромат как дело чести
На сайте «Эха Москвы» вывешено исковое заявление братьев Якеменко к «Новой газете», «Эху» и ряду частных лиц по поводу защиты чести и достоинства. Поскольку дело касается и меня, позвольте несколько замечаний.
В марте в интернете был размещен ролик, где человек, похожий на Орешкина, пытается откупиться от работников ГИБДД. А те не берут, ограничившись нравственной проповедью. Даже не сглотнув перед камерой! Представляю, какой стресс мужики пережили. Знакомый биолог угрюмо прокомментировал: «Надо было дать понюхать. Обонятельные рефлексы сильней визуальных».
Сам я ролика не видел и пока не собираюсь его смотреть — из двух соображений. Во-первых, чтобы попусту не злиться. Во-вторых, любое подтверждение или отрицание может быть использовано процессуальными противниками, если дело дойдет до суда. Зачем? Содержание достаточно известно из рассказов и комментариев.
Так что пока про братьев. «Новая газета» привела высказывание одного из них, что, мол, «Орешкин представился сотрудникам ГИБДД невинной овечкой из географического института». Проблема в том, что в ролике этих слов мой лирический герой, насколько могу судить, не произносит. Отсюда логичный вывод, что г-н Якеменко (для меня не так уж важно, который из двух) видел сюжет не в окончательном виде, а до монтажа, когда тот еще не был вывешен в Сети. То есть имел доступ к так называемым исходникам, из которых позже склеили окончательную версию. Это, в свою очередь, означает, что один из г.г. Якеменко был прямо или косвенно причастен к подготовке материала.
Спорить трудно. Как и с тем, что сюжет, по отзывам профессионалов, имеет явные признаки монтажа.
Драматургии добавило то, что журналисты «Новой» перепутали братьев. Оно понятно: невелика разница. Но ошибка есть ошибка. Братья обиделись. Меньший испытал страдания из-за того, что его, масштабного государственного деятеля, зря приплели. Почему мучится старший, я, признаться, не понял. Факт высказывания про «овечку» он, кажется, не опровергает. Как и то, что был знаком с исходниками. Но оскорблен. Газета напечатала опровержение и разъяснила путаницу. Нравственное чувство братьев осталось неудовлетворенным.
Ну и хорошо. История заиграла новыми красками. В иске сказано, что честь и достоинство истцов пострадали, поскольку их обвинили в причастности к подготовке «компроматов, которые были созданы в нарушение действующего законодательства о неприкосновенности частной жизни». Иными словами, истцы признают, что создание подобной продукции дело противоправное, бесчестное и недостойное. Иначе к чему все половодье чувств и оскорбленная невинность?
Но тогда становится непонятным, зачем движение «Наши», тесно связанное с обоими братьями, активно размещало и комментировало помоечный ролик на подопечных сайтах. Хотелось бы услышать разъяснения. Возможно, они по малолетству не сознавали? Возможно, они больше не будут? Возможно, они готовы извиниться и постоять в углу?
Лично г-н Якеменко, не потрудившись найти доказательства аутентичности ролика и его законности, поспешил в своем блоге обвинить Орешкина (им задеты и другие частные лица, но я говорю от себя) в коррупции и заявить, что за это, в общем-то, «положен трешник». Оставляя в стороне приблатненную лексику витязя православной духовности, замечу, что иные, не столь темпераментные граждане могут увидеть в подобных юридически необоснованных заявлениях признаки клеветы. А там уж Бог (или наш самый справедливый в мире суд) разберет, кому и сколько за что положено.
Пока же налицо когнитивный диссонанс. Предположение об участии в создании сомнительного компромата мы с негодованием отвергаем. Ролик считаем незаконным. Обращаемся в суд для защиты поруганной чести и достоинства. Но параллельно используем как повод для довольно хамских наездов на несимпатичного гражданина Орешкина. Который, если не путаю, по закону считается невиновным, покуда вина не доказана в суде.
Мне всегда нравилось, как «Наши» воплощают в жизнь указания президента Д.А. Медведева по борьбе с правовым нигилизмом. Или я трагически заблуждаюсь, и они на самом деле реализуют чье-то более важное (и менее публичное) указание, а президента вместе с его директивами держат за пропагандистское прикрытие? Как в СССР держали ВДНХ, Конституцию, Хельсинкские соглашения и члена Верховного Совета по фамилии Лившиц.
Нет, никогда!! Эти юные глаза не могут лгать!
Однако проблема все равно остается. Либо вы действуете в жестко ограниченном правовом пространстве, либо в разудалой степи революционной целесообразности, руководствуясь классовым чутьем и нравственным инстинктом патриотизма. Я согласен, что Орешкин — дрянь-человек. Мне он тоже часто не нравится. Но чтобы обвинять его в нарушении закона («коррупция», «трешник» и т.п.), нужно иметь законные основания, не так ли? Равно, чтобы искать юридической защиты чести и достоинства, надо быть уверенным, что ваши действия носили юридически безупречный характер.
Прелесть путинской промежуточной эпохи в том и состоит, что она норовит свое чекистско-классово-патриотическое чутье (сиречь произвол) принарядить в формальные одежды законности. Но из-под белоснежного платья Фемиды все время некстати вылазит эрегированный Эдмундович.
Странно — на иске не удалось отыскать дату. Не слишком типично для юридических документов. Зато недавно один из братьев встречался с премьером В.В. Путиным. И получил поддержку. А вскоре всплыл иск. Как будто где-то рядом лежал и ждал отмашки. Или так случайно совпало? К чему вообще мелочное крючкотворство «правового государства» с его президентом-юристом, если за спиной стоит премьер из куда более солидной конторы.
Теперь что касается «невинной овечки». Поспешив обвинить коварного Орешкина в том, что тот прикинулся жертвенным животным, божий человек Якеменко (еще раз — мне без разницы, который из двух) не только поставил себя в юридически интересное положение, но и впал в соблазн творческой досады. Продемонстрировал недостаточную кротость мыслестроя.
Как я понимаю, по сценарию Орешкин, попав в ситуацию с ГИБДД, должен был скинуть овечью шкуру и, растопыривши пальцы, показать всю сущность волка позорного: «Да вы знаете, кто я?! Да я член Президентского совета! Да вы у меня кровью ссать будете!...» И т.д. Тогда кино получилось бы ярче. Вместо этого человек, похожий на Орешкина (если верить г-ну Якеменко, видевшему исходники) смиренно ответствует, что работает в Институте географии российской Академии наук. Как тривиально! Наверно, поэтому данный эпизод и был изъят при монтаже. Но в мозгу раздосадованного молодца, вышедшего против овец за престол-отечество, он застрял. И некстати выскочил из белых одежд в момент общения с прессой.
Что делать: любое кино, как заметил некто великий, есть кладбище надежд сначала сценариста, потом режиссера, затем актеров и в конце — весьма часто — зрителей.
Я не выдумываю. Г-н Якеменко пишет в блоге: «Орешкин, например, эдакий тихоня, ни тебе "члена памфиловского совета", ни "оппозиционной прессы" — ни дать ни взять эдакий какой нибудь случайный "сотрудник института географии".
И затем, прочистив горлышко, еще разок ту же арию: «не христарадный сотрудник института географии, а, минуточку, член памфиловского совета при Президенте, сотрудник нескольких оппозиционных газет».
Видать, достал его конспиративный тихоня. С другой стороны, повторенье мать ученья. Радует, что пастырь «Наших» адекватно оценивает свою аудиторию.
Признаюсь: я действительно работаю в Институте географии Российской Академии наук. На полную ставку, фулл тайм. Ведущим научным сотрудником. Не очень понимаю, почему «эдаким случайным», «каким нибудь» (кстати, пишется через черточку) или «христарадным» (я бы написал через «о») — но это уж на совести г-на Якеменко. В конце концов, как гражданин, недавно поднявшийся с колен, он имеет право на трамвайную стилистику.
Но чтобы «сотрудник нескольких оппозиционных газет» — это уже прямое вранье. Я, собственно, и здесь не против — чего еще ждать от руководителя Православного корпуса «Наших». Но из уважения к читателю хочется точности. Пишу для газет — да, бывает. Однако ни в штате, ни около штата не состою. Немного странно, что г-н Якеменко считает оппозиционными «АиФ», «Известия», «Коммерсант», «МК» или «Труд», которые время от времени публикуют мои тексты. Или одну только «Новую газету» он со страху назвал «несколькими»? Смахивает на комплимент. Сколько вообще газет у нас можно счесть «оппозиционными»? Похоже, витязя слегка плющит от наступающей из всех углов измены и крамолы. «Замуровали, ироды»!
Люди, которые не полностью отдают себе отчет в том, что пишут и говорят, в нашем Отечестве не редкость. Удивительно другое: почему почти всегда они выступают от имени патриотов? С чего они взяли, что небеса доверили им олицетворять Россию, а не Канатчикову дачу? Рассудив по результатам, невольно задумаешься, что страна и народ достойны более толкового государства и более вменяемых пастырей.
Собственно, к этому частному вопросу и сводятся наши расхождения с уважаемой братией.
Видите ли, Президентский совет — сугубо общественная организация. Странно было бы ожидать, что человек, которого тормознули гаишники, в ответ на вопрос о месте работы станет распространяться о разнообразной общественной деятельности. Или азартный г-н Якеменко начал бы именно с этого?
Удивительный человек. И еще обижается.
В итоге организаторы шоу с присущим им напором в очередной раз садятся в галошу. ГИБДД от этих роликов открещивается — и совершенно правильно делает. Там намного раньше братьев смекнули, что дело пахнет керосином. Во-первых, на оперативную съемку частного лица требуется разрешение суда. Для чего против объекта наблюдений надо, как минимум, завести дело. У ГИБДД, понятно, дела и разрешения нет. По какой статье? Во-вторых, даже если его задним числом оформить, встанет вопрос об ответственности за утечку оперативных данных в интернет. В-третьих, придется выяснять, кто дал приказ выстроить декорацию, собрать массовку, выследить объект и организовать подставу. Либо они, нарушая права одного конкретного гражданина, противозаконно его пасли с камерой наперевес, пока не подставили под нарушение. Либо, нарушая права многочисленных граждан, ловили и снимали на подставе всех подряд, а потом выбрали, кого было надо.
В любом случае, без белого рояля фирмы «Ауди» с голубыми номерами в кустах не обошлось. Но дураков отвечать за подобные шалости в ГИБДД нет. Очевидно, дураки сидят в другом месте — и братья Якеменко, судя по тому, что кто-то из них имел возможность предварительного просмотра, лучше других знают, где именно.
В самом деле, перед кем, если не перед ГИБДД, Орешкин «прикидывался овечкой»? Откуда г-н Якеменко вообще взял, что кино снималось в машине ГИБДД, а не, скажем, Малюты Скуратова? Кто, нарушая закон, тайно создавал исходники — «оборотни в погонах»? Берия, МИ-6, ЦРУ, Моссад?
Кто тайно монтировал мы, спасибо истцам, уже догадались.
Иск братьев построен на путанице имен — и все. Главный вопрос они оставляют за скобками: в каком учреждении, на каком основании один из них получил доступ к противоправным материалам до или помимо того, как смог насладиться ими в Сети.
Остается только задним числом слить в интернет перемонтированную версию, где христарадный (нет, ей-богу, по-русски надо бы через «о»; как «христолюбивый») Орешкин все-таки говорит про свой институт. И утверждать, что так было с самого начала. Что будет справедливо понято как еще одно свидетельство близости истцов к заказчику.
Да кто бы, собственно, сомневался. Мне, например, все стало ясно, когда в Сети всплыли снимки красавицы Муму, которую радетели нравственных устоев за год до того пытались подложить, наряду с прочими, и под меня, многогрешного. Да слегка промазали.
Чьи оттопыренные ушки торчат за этим важнейшим для нас из искусств — тоже не бином Ньютона. В течение года вести такую обширную, дорогую и глупую кампанию по борьбе с человеческой природой способна лишь одна восставшая из пепла универсальная служба-Феликс. Которая только что с шумом облажалась в Америке, красиво прикрыв провал хоровым пением про Родину. А в былые времена ловко придумала называть Солженицына Солженицкером и в целях повышения производственной дисциплины отлавливала трудящихся по баням и кинотеатрам.
Это, помнится, им здорово помогло в реализации исторических преимуществ социализма. Ясно, что и нынешняя их вертикально интегрированная корпорация ЗАО «Кирилл и Мумудий» проследует тем же победным курсом. Россию только жалко. Но делать нечего: стезя. Особый исторический путь.
Лучше бы они гидростанции со своими видеокамерами охраняли, что ли. Нет, мне, конечно, льстит такое искреннее внимание государевых слуг. Но за казенный счет, право, как-то неловко.
На фоне столь величественного исторического пейзажа обиды на то, что проболтался один из братьев, а пресса поименовала другого, смотрятся слегка несоразмерно. Не удивительно, что в итоге нравственные муки переживают оба.
Сочувствую. Бывают случаи, когда ущерб чести и достоинству восполнить невероятно трудно. Так уж устроена наша преисполненная скорбями жизнь. В хорошем советском кино было верно сказано: «Если человек идиот — то это надолго».