КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахЧечено-армянский конфликт

3 АВГУСТА 2010 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

 

Официальные власти республики Чечня в лице ее уполномоченного по правам человека Нурди Нухажиева пригрозили России проблемами с Олимпиадой в Сочи в случае, если власти «не сделают выводов» из избиения чеченских детей в детском лагере «Дон» под Туапсе.

 

Согласно официальной позиции чеченских властей, высказанной источниками в МВД Чечни, конфликт начался с того, что заместитель директора лагеря, будучи в нетрезвом состоянии, первоначально избил трех чеченских подростков, выкрикивая при этом, что он служил в Чечне, где «давил» чеченцев и будет их «давить» дальше. После чего «несколько сот местных жителей напали на детей из Чечни» и учинили погром, причем воспитатели из других регионов были вынуждены прятать детей из Чечни.

К сожалению, факты не соответствуют заявлениям чеченских властей.

 Во-первых, чеченцев в лагере было 403 человека, из них 50 воспитателей, остальные подростки. Русских детей было 36. Как 403 ребенка могут спрятаться среди 36?

Многие чеченские дети были весьма условные дети. Это была, выражаясь словами самих чеченских властей, «молодежная сборная». Выражаясь же словами очевидцев, дети были «с волосатыми животами, перебитыми носами и поломанными ушами». Паспорта у многих, очевидно, были поддельные: это были подростки 17-20 лет, не имевшие права отдыхать за бюджетные деньги в лагере для малолеток.

РИА Новости
Аюб Эскиев и Али Мальцагов (слева направо), сопровождавшие группу детей из Чеченской республики в поздке на Кубань, в девятой городской больнице Грозного (РИА Новости)
Заехавшая в лагерь банда устроила террор. Еще до инцидента они отправили нескольких местных жителей на больничные койки с ножевыми ранениями.

Гагику Шагиняну, хозяину кафе и гостиницы неподалеку, они откусили бровь и чиркнули по спине ножом.

Нечеченская часть лагеря оказалась в осаде. «Чеченцы по балконам пытались лезть к русским девочкам, двери пытались высадить, на первом этаже стекло в двери выбили… у меня в отряде пацаны полночи не спали, баррикады из кроватей делали… девочки плакали, мы ходили по палатам и их успокаивали» — приводит в своем ЖЖ пользователь teh-nomad рассказ одного из воспитателей.

О таких мелочах, как вывешенный над лагерем чеченский флаг и систематический отбор еды в столовой, даже как-то неловко упоминать. Важно заметить только, что, судя по всему, маленькие чеченцы тоже не избежали террора со стороны «молодежной сборной», чье поведение ее тренеры видимо одобряли. Маленькие чеченские дети, по словам очевидцев, тоже были «испуганные».

Через десять дней после заезда, 24 июля, трое спортсменов пристали к Соне Сафоновой, тринадцатилетней девочке из Ростова. Тут важна эта цифра: трое. Ухаживать втроем нельзя. Втроем можно только унижать. По словам девочки, когда она отказала чеченским спортсменам, те повалили ее на землю и стали избивать, приговаривая «русская проститутка».

За девочку вступился замначальника лагеря Борис Усольцев. Это тоже очень важный момент. Девочку били на глазах у всех, но вступился только взрослый замдиректора. Что это означает? Что лагерь был затерроризирован. Что никто из подростков уже не осмеливался перечить банде, правящей в  лагере.

На Усольцева накинулись, когда он вышел из палатки вместе со своим другом Игорем Кешешьяном. Один из тренеров подсек Бориса Усольцева и сломал ему ногу. Когда Усольцев уже валялся на земле, весь в крови и со сломанной ногой, на драку прибежали начальник лагеря Алла Грошевая и начальница коллектива «Юные Кадыровцы» с целой толпой чеченцев. В этот момент на глазах всей толпы тренер чеченской сборной по вольной борьбе Руслан Гиназов подскочил к Усольцеву и ударил его ногой в лицо. А кто-то из спортсменов воткнул Кешешьяну в грудь ножик.

Собственно, ранение Кешеньяна и стало поворотным моментом в этой истории. Русских банда могла продолжать терроризировать сколько угодно. Но в Туапсинском районе существует большая армянская община, и к вечеру толпа в 25-50 человек, состоящая в основном из армян, бросилась в лагерь, желая отомстить.

РИА Новости
Руслан Геназов, руководивший группой детей из Чеченской республики в поздке на Кубань, в девятой городской больнице Грозного (РИА Новости)
РИА Новости
Аюб Эскиев, сопровождавший группу детей из Чеченской республики в поздке на Кубань, показывает следы от побоев в девятой городской больнице Грозного (РИА Новости)

 

 «Эти люди рыскали по всем корпусам и искали чеченских детей, — заявила завуч Грозненской школы номер 8 Яна Махашева. — Кто-то направил толпу к корпусу, где находились дети из юношеской сборной ЧР. Именно этой группе детей и их тренерам и пришлось отражать атаку озверевшей толпы. Многих детей из других групп удалось спасти благодаря вожатым из Ростова, Омска и Чувашии, которые прятали их среди детей из своих регионов. Они буквально своими телами прикрывали чеченских детей, уложив их на пол, закрыв одеялами».

Если учесть, что 403 чеченцев нельзя спрятать среди 36 русских, то становится понятно, что случилось. Толпа искала именно «членов юношеской сборной», т.е. – банду, а банда, вместо того чтобы драться, залезла под одеяла и прикрывалась маленькими как заложниками.

Собственно, это и взбесило, видимо, чеченские власти. Потому что получается, что максимум 50 армян побили чеченскую молодежную сборную, причем означенная сборная пряталась под кроватями. Это такой социальный закон: люди, которые втроем бьют тринадцатилетнюю девочку, являются трусами, к какой бы национальности они ни принадлежали.

Следует отметить, что разгром лагеря случился не в ту ночь, а наутро, когда чеченцев решили вывезти в Грозный. «Они разгромили весь первый корпус», – сказала корреспонденту «Новой газеты» Евгению Титову завхоз лагеря. Чеченцы повыбрасывали мебель из окон, сломали все и оставили перед отъездом надписи «Чечня – сила, остальное – могила».

И вот тут начинается самое главное. То, что трое подонков пристали к 13-летней девочке – это не фашизм. Это хулиганство. То, что девять человек, включая двух тренеров, избили заступившегося за девочку русского мужика и воткнули нож в его приятеля-армянина – это не фашизм. Это хулиганство и покушение на убийство. То, что налетели после этого стенка на стенку – это не фашизм. Это массовая драка. Но вот если власть республики заявляет, что хулиганы правы — это фашизм.

Извинитесь, а то «проведение Олимпиады может оказаться под вопросом». Это как понять? Уполномоченный по правам малолетних фашистов г-н Нухажиев пошлет их взорвать Сочи? Или отряды Кадырова Сочи аннексируют?

И не надо говорить, что Россия бедным чеченцам по гроб жизни должна. Долги России перед Чечней не бесконечны. Россия убила 250 тыс. чеченцев. А немцы сожгли 6 млн евреев в печках. Но из этого не следует, что если три еврея изобьют 13-летнюю немецкую девочку, то президент Израиля встанет на их защиту.

По какой-то несчастной случайности практически в каждой спонтанной массовой драке, происходящей в России, одной из сторон являются чеченцы. Подрались в Кабарде – чеченцы с кабардинцами. Подрались в Калмыкии – чеченцы с калмыками. Подрались в Ингушетии – чеченцы с ингушами. Подрались в Москве – чеченцы с русскими. Подрались в Дагестане – чеченцы с аварцами. Даже в лагере «Дон» подрались чеченцы с армянами.

В любой межнациональной драке важна причина, по которой она возникла. Например, в Кондопоге такой причиной стали русские уголовники, открыто провоцировавшие чеченцев. Обстоятельства убийства Юрия Волкова являются крайне неясными – уверенно можно утверждать только то, что чеченцев было трое, а русских – восемь человек, и обе группы были весьма агрессивно настроены по отношению к другому этносу. Но в случае с лагерем «Дон» речь идет о терроре, который в течение десяти дней творила молодежная банда, пока не порезала армянина и не нарвалась на суд Линча со стороны армянской диаспоры.

И именно поэтому так страшна реакция официальных чеченских властей. В России есть ксенофобия и фашисты. Но для большинства интеллектуалов и значительной части общества ксенофобия считается постыдной. В Чечне же позиция «чеченец всегда прав» стала нормой.

А такая позиция – и есть то, чем отличается патриотизм от фашизма. Патриот – это тот, кто говорит «я русский» или «я немец», или «я чеченец», и «поэтому я буду стараться быть лучше всех». Фашист – это тот, кто говорит «я русский (немец, чеченец), и поэтому я самый лучший». И поэтому мне позволено все: сжигать евреев в печках, резать таджиков в подворотнях и бить 13-летнюю девочку.

Синдром «я всегда докажу, что я прав» достаточно распространен не только в Чечне, но и по всему Кавказу, где сознание людей необыкновенно развращено правозащитными организациями. На Кавказе любой террорист знает: что бы он ни совершил, всегда найдется дурак-кяфир из Москвы, который поверит, что его «подставили» и напишет горячий протест в Европейский суд.

В Чечне привыкли: чтобы ни произошло, в России всегда найдется прослойка людей, терзаемых справедливым комплексом вины за войну и готовых в любой драке с участием русских и чеченцев увидеть «русский фашизм».

Но к драке в лагере «Дон» это не относится: эта драка целиком подпадает под понятие «суд Линча». К тому же в любом случае, учитывая этнический состав участников драки, чеченским властям было бы удобней обличать «армянский экстремизм». 

Фотогрфии и комментарии РИА Новости

 

 

Обсудить "Чечено-армянский конфликт" на форуме
Версия для печати