Про зерно, про рыбу и про славную конницу
Можно, конечно, предположить, что дела с зерном настолько плохи, что потребовалась кавалерийская атака. Премьер сидит высоко, глядит далеко и видит что-то нам невидимое. Но такое предположение не проходит. Будь это разовый случай, прошло бы. Но это не случай, это давно уже система. Вспомним, как начали давить экспорт леса-кругляка с благими намерениями построить мощную деревообрабатывающую промышленность. Экспорт кругляка резко сократился, освободившуюся нишу со слезами благодарности заняли лесорубы Канады, Новой Зеландии и других стран, а деревообрабатывающая промышленность никак не мощнеет, да и пробиться ей будет очень трудно, все на рынке занято и поделено. Вспомним полет духа – возрождение "Автоваза" и практический запрет импорта праворульных машин, чтобы ничто не мешало дальневосточникам сесть за рули "Лад" и "Калин". Не сели, а "Автоваз" – как был матерным словом, так и остался. Вспомним требование оформлять идущий на экспорт через порты ДВ металлолом только в Петропавловск-Камчатском порту – это вообще-то практическое пособие для психиатров, а не экономика. Задачей было перенаправить лом на "Амурсталь", но он все равно идет на экспорт, просто денег стали за него получать меньше, потому что приходится делать крюк в 10 суток, и недополученные деньги уходят даже не в карманы чиновников, они в прямом смысле слова вылетают в трубы судов, внося тем самым посильную лепту в дело всеобщего потепления. Ну и, наконец, посмотрим на то, что сейчас творится в судостроении и рыболовстве. На это дело посмотрим отдельно и тщательно, а пока заметим, что во всех вышеперечисленных случаях рубали шашками под гордым знаменем заботы об отечестве. Но жертвы заботы, те же дальневосточники, быстро выясняли и делали достоянием общественности конкретные имена тех, кого подразумевали под отечеством. То есть за каждым случаем вырубки той или иной отрасли стояли конкретные интересы конкретных лиц гвардейской властной конницы. Если отечество – это именно эти лица, и никто и ничто больше, то вопросов нет, только восхищение. Если отечество состоит не только из них, то вопросы сразу возникают, а восхищение сменяется другими чувствами.
Поговорим о судостроении и о рыболовстве. На прошлой неделе появилось несколько очень интересных новостей, связанных с этими отраслями. В первой новости премьер сообщил, спрыгнув с покрывшегося пеной "Харлея", что в судостроение (то есть в Объединенную Судостроительную Корпорацию, ОСК) вложено 14,3 миллиарда рублей и что он, премьер, а также государство ждут от отрасли отдачи. Поначалу можно подумать, что кто-то явно перегрелся – "Харлей" или его седок. Куда вклали и зачем вклали? В судостроение можно вложить вообще все, что осталось в казне, ждать результатов до посинения и не дождаться. Есть заказчики – будут результаты, нет заказчиков – не будет результатов. Заказчики пока есть у тех верфей, которые давали результаты до того, как их околхозили включением в ОСК. Они были до вкладывания непонятно куда 14,3 миллиардов. Верфи, научившиеся быть конкурентными, как раз наоборот – с вложением в ОСК миллиардов забывают про конкурентность и прочие рыночные чужеродные словечки, у них отобрали самостоятельность, и им очень скоро будет не до беготни за заказчиками. Их кормит государство через ОСК, вот пусть начальство и ищет заказчиков.
Но потом появилась другая новость, и стало ясно, что за ОСК можно не беспокоиться, клиенты будут. Скоро рыбопромышленники начнут строиться в очередь. Дело в том, что рыболовство с муками и стонами, но как-то утряслось и научилось сосуществовать с квотами на вылов, со всей невообразимой коррупцией, которая пронизывает отрасль и всех тех, кто стоит рядом, включая и доблестных пограничников. Рыбопромышленников давно и упорно уговаривали строить и ремонтировать суда дома, а не за проклятой заграницей. Рыбаки внимали, кивали головами, пили вторым тостом за Родину, но делали по-своему, то есть по рыночному. Рыбакам начали угрожать. Рыбакам сказали, что введут «квоты под киль»: то есть строишь судно дома – будут тебе квоты, строишь за границей – ну и работай там, квот не дадим. Рыбаки не поверили, потому что это опять случай для психиатра. Напрасно они не поверили. Еще одна новость прошедшей недели, сообщенная новостным агентством "Дейта.ру" Владивостока (на этот раз постарался не премьер, а президент):
Осенью 2010 года будут внесены поправки в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", которые позволят наделить отечественных судостроителей квотами на вылов водных биоресурсов. Как сообщил РИА "Дейта" представитель Министерства промышленности и торговли, соответствующее поручение подписано Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 21 июня 2010 года и указывает на необходимость внести изменения в закон "О рыболовстве …", "предусматривающие закрепление за вновь построенными на отечественных судостроительных предприятиях промысловыми судами квот добычи (вылова) водных биоресурсов, обеспечивающих их окупаемость в десятилетний период, а также разработать механизм закрепления за этими судами указанных квот".
Вот так-то, враги. Конница уже летит, посвистывая шашками и крича во все горло. Кто-то скажет: ну и пусть, в конце-концов судостроение не чье-то там, а свое. Пусть развивается хоть так, с помощью сабель. Однако победный рывок судостроительной кавалерии в конечном счете будет не за счет лихих командиров, которые впереди на коне или на чем другом, а за счет и рыбаков, и потребителей их продукции, нас с вами. Суть проста – отечественные верфи строят дорого, медленно и некачественно, зарубежные строят так, как угодно господину заказчику. Из fishnews.ru:
БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер – В.М.) длиной около 112 м обещают построить за 32-36 месяцев, при этом стоимость судна без НДС составит 105 млн долларов. Сроки, стоимость, система управления, отсутствие гарантий – все это мало отвечает современным требованиям и нуждам рыбацкого сообщества. Несмотря на громкие слова руководства ОСК, рыбопромышленники испытывают совершенно обоснованные сомнения по поводу способности бывших оборонных заводов сделать что-либо приемлемое и довести это до ума. На этом фоне куда более интересными выглядят предложения калиниградского завода «Янтарь», немецкой верфи «Нордикс-Ярдс», варианты строительства в Норвегии и Польше. Разброс цен велик, но до уровня ОСК «не дотягивает»: БМРТ за 44 млн евро предлагает российский Балтийский завод, за 60-65 млн евро – Польша, за 50 млн евро – Германия, по расчетам гендиректора «Янтаря» Игоря Орлова, головное судно обойдется почти в 80 млн евро, последующие – на 30% дешевле. Срок строительства – от 18 месяцев.
Еще оттуда же:
Тут говорят, что МРС (малый рыболовный сейнер – В.М.) благовещенский 25 миллионов (рублей – В.М.) стоит – ничего подобного! Два наших предприятия строят – им по 35 миллионов обходится. В то же время в журнале «Fishnews – Новости рыболовства» Виктор Карпов пишет абсолютно реальные вещи, что в Китае такой пароход, как наш МРС, стоит в три раза меньше. Получается, что меня заставляют строить за 35 миллионов, но мне проще построить этот пароход в Китае, пусть даже я заплачу 40% пошлины или больше, когда завезу его, – он все равно мне встанет в два раза дешевле.
Если рыбаков заставят все-таки заказывать суда на отечественных верфях, то ведь как-то они попробуют себе возместить убытки, и самое логичное действие – поднять цены на свою продукцию, на уловы. Будут экономить на чем-то, в том числе на эксплуатационных расходах. Подарок отечественному судостроению из ничего не возьмется, и кто-то как-то чем-то должен будет покрыть разницу в стоимости постройки судна за рубежом или на верфях ОСК. Глядя на наших конников, сильно сомневаешься, что все расходы будут из их карманов. Как раз наоборот, они собираются влезть в наши карманы еще глубже. Они будут через ОСК иметь с рыбопромышленников, и это отзовется на стоимости морепродуктов.
Но им этого мало. Они возрождают сеть магазинов "Океан" с очевидной целью монополизировать скупку морепродуктов у тех, кто их добывает и выращивает, монополизировать их переработку, перевозку и продажу конечному потребителю, нам с вами. Возрождение сети "Океан" уже рекламируется, хотя пока и вяло. На днях глава "Росрыболовства" Андрей Крайний торжественно открыл магазин "Океан" в Казани, и мне прислали описание того, как это было. В магазин свезли всю морепродукцию из других магазинов, и на ходу изобрели ценники, поразившие Крайнего своей дешевизной. Устроили показуху, которую он с удовольствием проглотил, потому что его и тех, кто скачет вслед за ним на лихих конях, интересуют не низкие цены, а монополия на цены. Удастся поставить эту монополию или нет, вопрос. Может, и не удастся. Вот почему начальство пока так радуется низким ценам. Тот непролазный бред, который оно несет, расписывая прелести дешевой рыбки в монополисте "Океане", можно обьяснить только страстным желанием начальства поскорее дорваться до новых источников дохода, до наших и без того не лопающихся от денег карманов. Никакой экономической критики сеть магазинов "Океан" не выдерживает – при условии, конечно, если она будет строиться как монополист, а именно так ее и собираются строить.
Кстати, немного отвлекусь от темы. Магазины "Океан" породила советская эпоха. Читаю серьезные информагентства рыбной отрасли, статьи серьезных специалистов, пожилых людей, седых, с орденами и заслугами. И постоянно с омерзением натыкаюсь на одно и то же – ностальгию по Совдепии, по огромному рыбопромысловому флоту СССР, по первому месту по улову рыбы в мире. То есть оно было бы нормально – ну да, был такой факт. С одним маленьким дополнением, которое почему-то постоянно забывают. Рыбы ловили больше всех в мире, и при том рыбы на прилавках в магазинах не было. Морской капусты было навалом. Время от времени были котлеты рыбные в томатном соусе. Относительно постоянно была какая-то океаническая рыба в глубочайшей заморозке с неизвестной датой вылова (но, судя по заморозке, не исключаю, что ловили в ледниковый период), готовить которую было опасно для жизни, ибо зверели соседи по дому от ее запаха. Ну не было рыбы на прилавках! Все в СССР было рекордно высоким. Плавили кучу тканей и клепали бездну ботинок, выращивали моря молока и добывали больше всех зерна, ковали цемент и ткали чугун, и при этом магазины были пустые, жрать нечего. Обывателю, седовласые ветераны, наплевать на рекорды, он признает рекорды только на прилавках и в ценниках. Жрем-то мы не рекорды. Но вы пудрите мозги вашими рекордами молодежи, а это, между прочим, грех. Вы своей ностальгией очень удачно подыгрываете тому самому начальству, которое робко критикуете, подзинькивая наградами за всякий героизм. Ему этого и надо – вот, мол, сейчас плохо не потому что рыболовство обросло коррупцией (а рыба ведь гниет с головы), а потому что нет министерства и рекордов. И судостроители тоже ностальгируют, те, кто не хочет слезать с бюджета. Им тоже нравятся рекорды. Говоря эту полуправду, которая хуже лжи, вы тем самым напрямую вредите своему делу. Не стыдно? И не надо мне петь песни про тяжелый героический труд, сохраните их для официоза. Будут вам скоро рекорды, подождите, вот окорпорируют вас, и тут же страна в лице ее славных кавалеристов потребует не рыбы в магазинах, а рекордных уловов, а уж как их продать, они разберутся.
Что бы мне ни говорили, уверен, с зерном произошла та же история. К главному коннику страны прибежали адьютанты и порученцы с калькуляцией – мол, смотри, сколько капусты можно нарубать на зерне, ведь предлог какой – засуха. Главный конник крикнул «по коням!», шашку наголо и вперед, и капуста уже валится под ноги победителям нам неведомыми цифрами. Кряхтят мировые рынки, теряются позиции российского зерна, воют торговцы и судовладельцы, достанется, судя по всему, и российскому обывателю, подорожает зерно и в России. Раз произошло – случай или глупость. Два – уже не случай. А тут не раз и не два, такие вот рубиловки идут постоянно, под любым предлогом, лишь бы появился. Удивляет только одно. Куда лезет? Вот гуляет эта кавалерийская банда в галифе от Кардена по буфету, называемому Россией. Жрет и пьет, обжирается и опивается, блюет, срет и снова жрет и пьет. Ну куда? У меня нет телевизора, мне хватает интернета. У вас, у подавляющего большинства, есть телевизор, и вы его смотрите. Посмотрите на эти рожи, это – упыри, гоблины, это – ожившие ночные кошмары. Посмотрите в их глаза, пусть не вживую, а на экранах, вглядитесь в пустоту. Такие глаза в суде следует считать отягчающим вину обстоятельством и давать за них самое суровое наказание – пожизненную езду в общественном транспорте в часы пик без права на помилование и на собственный или служебный автомобиль. Поневоле становлюсь монархистом. Нам упорно говорят, что русские не могут без царя. Так давайте ж тогда поставим царя! Нормального породистого царя царской фамилии. Царь может сегодня быть удачным, завтра дураком, но ни один дурак-царь не натворит столько зла, сколько эти мутанты. Царь – это что-то в генах, его страна – это его хозяйство, долг перед Богом, народом и следующими царскими поколениями. Он хоть не будет воровать, тем более все подряд, все, что подвернется, уже задыхаясь от наворованного, уже понимая, что слишком, но – не умея остановиться. Не получается. Не та кровь и не те гены.