Креветочки
В начале 90-х в США один российский эмигрант, впоследствии входивший в окружение Семена Могилевича, торговал оптом креветочками. Бизнес шел очень успешно, молодой человек продавал креветочки по цене несколько ниже, чем у конкурентов, а покупал – по цене несколько выше той, по которой он торговал, и в конце концов, набрав предоплаты на сколько-то там лимонов в зеленых, свалил.
Молодой человек, наверное, очень смеялся над этими американцами, которые сводят цент с центом, оптимизируют поставки, выискивают поставщиков – ведь можно просто обуть лохов и сбежать.
Молодой человеку, вероятно, не пришло в голову то простое соображение, что:
а) ему больше никогда ни в США, ни в любой другой стране не получится торговать креветками;
б) по какому-то странному капризу истории именно те страны, в которых из креветок варят суп, а не строят пирамиду, имеют в разы более процветающую экономику. А страны типа Нигерии или России, где каждый умный мошенник норовит обуть лоха, курят бамбук.
Это я к тому, что наша российская международная политика напоминает мне в точности психологию торговца креветочками.
Вот, к примеру, зададим себе вопрос: почему существует в Европе княжество Монако? Два километра в длину, триста метров в ширину, княжеский замок, Океанографический музей, выстроенный «князем-ученым» Альбертом, который в начале двадцатого века всю свою жизнь проплавал по морям, вытаскивая из них всякую всячину, гавань, забитая яхтами, как килькой, дюжина казино, публичные эскалаторы и лифты на свежем воздухе, а то людям лень по лестницам подыматься. И где граница, не поймешь – просто гуляешь-гуляешь по берегу и вдруг доходишь до почты, на которой написано Egalite, Fraternite, Liberte… Гм, так это уже не княжество.
Так вот – почему в Европе существует княжество Монако? Или – поставим вопрос по-другому: как вы думаете, сколько бы времени просуществовало княжество Монако, такое жирное и богатое, со своими яхтами и эскалаторами и без малейшей армии, располагайся оно, скажем, рядом с Ираком или Заиром? Ответ: ровно столько времени, сколько понадобилось бы какому-нибудь очередному заирскому людоеду, чтобы отрядить туда роту «коммандос» и рассказать Комиссии по правам человека при ООН, что проклятые яхты из княжества Монако сами на него напали и что они представляют собой форму неоколониализма.
А в Европе Монако стоит и стоит. Это, как креветочки. Не принято в Европе покупать креветочки дорого, продавать дешево, а потом убегать с предоплатой.
Российская внешняя политика – это те же креветочки.
Эта сволочь Саакашвили смеет тыкать нам в нос своими реформами? Так мы сейчас скажем, что проклятая Грузия на нас напала, оттяпаем у нее Ахалгори и каждый раз, когда какая-нибудь Хиллари Клинтон опять призовет нас прекратить оккупацию, будем биться в истерике: это они на нас напали! Это грузины во всем виноваты! А за ними стоят американцы, которые вон как себя ведут в Ираке!
Эти сволочи украинцы устроили «оранжевую революцию»? Ну так мы сейчас воткнем им в одно место газовую трубу, понавставляем палок в колеса и не успокоимся, пока в Киеве не сядет Янукович и Украина не поедет стремительно в тот же сортир, что и Россия.
Этот гад Лукашенко взял бабло за признание Абхазии и Южной Осетии и кинул? Ну так мы ща про него снимем такое кино, такое кино…
Не подумайте, что я уравниваю Лукашенко и Саакашвили. Один – последний диктатор Европы, другой – реформатор своей страны. Похожи они только тем, что оба стали объектами державной ярости Кремля, а объектами ярости Кремля они стали только потому, что Кремль считает себя таким же умным, как и торговец креветочками.
Какие же лохи все эти развитые страны, думают в Кремле (как, впрочем, и в Северной Корее или Иране) – они десятилетиями вырабатывают доверие, они не предъявляют соседям абсурдных требований, они не посылают к соседям танки только потому, что неймется, они не самоутверждаются за счет соседей – а ведь между тем все эти действия в приличном обществе хулигану сходят с рук.
Сходят. Но не забываются.
Наш торговец креветочками не сел. Но ни креветочками, ни чем иным ему в США больше торговать не пришлось. Нас не наказали за войну с Грузией: нас даже не выперли из Лиги наций, как Сталина за войну с Финляндией, и мы по случаю обстряпали совершенно проституточный доклад «комиссии Тальявини» об этой войне. Нас просто перестали звать на саммиты «восьмерки».
Мы перестали быть арбитром на пространстве СНГ: нас боятся, но не уважают. Мы не можем быть арбитром, поскольку мы всегда являемся стороной конфликта. Никто не наказывает международных хулиганов, но с ними перестают общаться.
Креветочки, как и было сказано.