«Ще не вмерла…»
24 августа Украина в 19-й раз отмечает День независимости. Праздник как праздник, не юбилей, не президентская кампания, так что на этот раз обойдется без военного парада и чрезвычайных гостей. Говорят, что по причине погодных форсмажоров даже традиционного фейерверка не будет. Правда, будет регата и загадочный «воздушный карнавал» (фестиваль аэродизайна), Виктор Янукович посетит могилу Тараса Шевченко в Каневе, в Тернополе сознательные граждане развернут 10-километровый национальный флаг, а в Ивано-Франковске пассажиров в вышиванках будут возить по городу бесплатно.
Похоже, самым главным медийным впечатлением и, несомненно, главной темой разговоров в местных СМИ и украинских блогах стал специально подготовленный каналом «Интер» ко Дню независимости цикл «мультикультурных роликов» Марка Греся. По замыслу клипмейкеров, разные народы, населяющие сегодняшнюю Украину, на присущих им языках исполняют украинский гимн и поздравляют Украину с днем рождения. Всего роликов 14, в каждом сюжете заложен некий национальный стереотип, делающий героев «узнаваемыми», ближе к финалу на экране появляется слоган: «Украина — родина 34 тысяч украинских грузин, 103 тысяч украинских евреев...» и т.д., «Мы разные, но мы едины».
Еврейские мальчики поют «Ще не вмерла…» в синагоге, руководимые благообразным ребе, грузины забавно позируют перед фотографом, поляки играют свадьбу, цыгане пируют в чистом поле, русские рвут гармошку на Графской пристани в Севастополе. Приз зрительских симпатий у «грузинского ролика», здесь все счастливо совпало: прием и замысел, память жанра — иронические грузинские короткометражки, «фотография на память» и пресловутый стереотип, обыгранный в грубо намалеванной а la Пиросмани и поставленной «с ног на голову» картонной декорации.
Самым скандальным оказался российский сюжет: профессиональные патриоты из Севастополя публично обиделись и отправили жалобу президенту Украины: «Евреи показаны в школе, армяне за работой, грузины на танцевальных подмостках, цыгане в поле, с гитарой. У всех полные вдохновения умные лица и правильная речь, а русские — наоборот: главный герой спит на улице, просыпается, чешет низ живота, сам — небритый, в рубашке и морской фуражке, встает и пьет рассол, а потом появляется компания с гармошкой. Гармонист в каких-то шортах, босиком, у всех небритые лица, мягко говоря, неодухотворенные».
Профессиональные украинские патриоты в свою очередь усмотрели в проекте «Интера» кощунственную украинофобию: «Телеканал Хорошковского (читай: официозно-пророссийский) запустил кампанию по приравниванию языков нацменьшинств к государственному». Это вам только кажется, заявляет автор «Украинской правды», что создатели проекта делают подарок Украине, на самом деле идет полномасштабное наступление на украинский язык и украинскую государственность. Более вменяемая оппозиция формулирует свое неприятие «мультикультурного проекта» несколько иначе, хотя все равно похоже: это сознательный отказ от ющенковской патриотической идеи «моей нации» и противопоставление ей якобы европейского, а на самом деле фальшивого и «совкового» тезиса «чуття єдиної родини». Короче говоря, это «старые песни о главном», что-то вроде «назад в СССР», прославление «дружбы народов» и прочих несуществующих советских ценностей.
Охотники на блох моментально нашли множество «ляпов»: лингвистических, исторических и этносоциологических. Почему ребе мешает идиш с ивритом, почему цыгане поют сидя, почему поляки играют свадьбу в беседке, а не в костеле, почему, наконец, поляки с евреями поют о себе, что они «козацкого рода»? Что они себе думают? Как они смели забыть вековые распри и кровавую историю? Кто кого резал, кто кому Рабинович и кто кому козак?
Вряд ли авторы идеи и создатели роликов предполагали, что их благие намерения будут так восприняты, хотя в известном смысле реакция титульных патриотов вполне предсказуема. Всякая игра с национальными стереотипами таит в себе риски, но тут в самой идее была заложена двусмысленность: коль скоро мы настаиваем на мультикультурности и отказываемся от единственного в своем роде шароварно-патриотического пафоса, но при этом акцентируем этнические стереотипы «меньшинств», мы, так или иначе, остаемся в границах все той же «национальной идеи». В политической реальности это сводится к патриотическим спекуляциям, в быту — к неизменному интересу: а вы какой нации будете? И неслучайно выход «скандальных» роликов и их не менее скандальное обсуждение совпали в украинских медиа с серьезной и вполне репрезентативной дискуссией о «политической нации». В самом деле, что сегодня реально объединяет Крым и Закарпатье, Донецк и Тернополь? Так называемое негативное единство: общие проблемы и общей природы неблагополучие, вороватые чиновники, никудышние дороги и очень похожие политики, говорящие одинаковую по сути, хоть и разную по смыслу ложь? Общие деньги, общие герои на федеральных телеканалах, футбол и фейсбук? Общая экономика, общий рынок и общий, т.е. естественный для большинства украинцев, здоровый прагматизм? Зачем, в конце концов, эти разноязычные люди в вынутых по торжественному случаю из семейных сундуков папахах, лентах и вышиванках с национальными узорами поют одну и ту же песню? Пресловутая символическая картинка на «Интере», узоры и гимны — они в самом деле способны объединить людей в нацию? Или вся эта местами остроумная, местами ходульная игра со стереотипами, в конце концов, опрокидывается, как поставленная вверх ногами картонная декорация в «грузинском ролике»?
Киев
Фотоматериалы www.youtube.com