Взаимное заблуждение
Блог «Эха Москвы», в отличие от Госдумы, давно уже стал местом для дискуссий. Недавно там была опубликована претензия Владимира Милова к Евгении Чириковой. Мол, она использовала все политические силы, а сама в сторонку. А должна была немедленно стать активным участником… далее подберите сами название нужной партии.
Не получится. Период харизмы политика на ровном месте закончился. Одна из заслуг всех по очереди – и младореформаторов, и современной российской власти – заключается в том, что ни Москва, ни регионы уже не верят ни слезам, ни словам. Дайте дело, а я подумаю, нужны вы мне будете потом или нет… Собственно, это правильно. Цинично, но абсолютно законно. Гражданин должен выбирать, кому выпадет честь защищать его гражданские права. Потому что человек и его права и свободы – высшая ценность государства согласно Конституции. И мне по большому счету наплевать, кто именно эти права и свободы защищает. И выбирать я должна, по идее, не по принципу личного обаяния (тут Борис Ефимович практически вне конкуренции, а вот тому же Милову еще есть, чему поучиться у Немцова), а по итогам деятельности. Я уже не хочу никому верить, говорит устами Чириковой избиратель. Это – норма. Поскольку «Единая Россия» и лично сами знаете кто мне не нравятся не потому, что рожи у них противные, а потому что дело они свое делают скверно. И это тоже нормально.
С моей точки зрения, попытка настоять на праве первой ночи с теми, кто взялся помогать реализовать законные права и свободы – суть шантаж. Ошибка Милова, полагаю, в том, что политики – должны электорату, но никак не наоборот. И тому масса подтверждений. В ситуации стабильного «хорошо» явка не растет. Как, впрочем, и в ситуации стабильного «плохо», ибо те, кто отдает свой голос Пупкину или Тютькину, делают это не из-за высокой сознательности, а в силу шкурных интересов. И требовать от них чего бы то ни было – напрасная трата времени. И даже несколько унизительная. Политик масштабный помнит формулу «делай добро и бросай его в воду». Политик маленький ждет дивидендов с каждой своей акции. Это от неуверенности в себе. Это от безальтернативности современной российской политической жизни. Вы конкурируете с теми, кто во власти ради чего – ради того, чтобы самим участвовать в этом безобразии или ради возможности сделать что-то лучше, чем те, кто делает это сейчас? Борьба ради борьбы не конструктивна. Идеальные отношения между властью и народом – взаимно не мешать друг другу. И рано или поздно, устав от необходимости прощать избранным их ошибки, избиратель приходит именно к этой схеме. Это циничный ответ на циничную формулу, когда перед выборами политик готов обещать все, что угодно, а после выборов знать не хочет тех, кто его, собственно, и выбрал.
Более того. Недавно опубликованный рейтинг доверия к власти показал, что многие по инерции продолжают судить своих правителей не по делам, а по результатам пиар-кампаний в вертолетах и «Калинах». Это же обратная сторона медали – вы нам делаете плохо, а мы вам по прежнему верим. Должно быть как раз, как у Чириковой – ты защитил мой лес, и я отдаю за тебя свой голос сегодня. А завтра ты забыл про меня, когда все горит, и я тебе больше не верю. Это единственная жизнеспособная формула в обстановке вранья. Хотя на сегодняшний день история о том, как президент внял гласу народа – скорее, исключение, чем правило. И конкуренты действующей власти очень мало могут помочь тем, кто прибегает к их помощи. И нужда этих конкурентов в народной поддержке высока, как никогда. Поэтому и звучит из уст молодого необстрелянного политика: принял помощь – женись. Хотя не могу отказать ему в правильной мысли – нельзя быть аполитичным сегодня, ибо отстоять Химкинский лес – это первое. А у нас есть и второе, и третье, и десятое. И завтра та же Чирикова столкнется с еще какой-нибудь пакостью от власть имущих… Вероятность этого огромна. И ее пойдут защищать и те, кого она уже «обманула», и другие. Опять-таки нормальная картина. Но Чириковой имеет смысл посчитать, кто и сколько раз обманул – на этот раз без кавычек – ее самое. И перестать быть аполитичной. Но требовать, чтобы она перестала, нельзя. Это вопрос прозрения. А пока мы прозреваем – быть нам битыми жемчужными прапорщиками и сбитыми чиновными лимузинами, терпеть точечную застройку и гореть синим пламенем в пожарах торфяников…
Фотография РИА Новости