КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЯ защищаю НТВ!

13 СЕНТЯБРЯ 2010 г. ГЕОРГИЙ САТАРОВ
НТВ
Конечно, все это выглядит странным. Можно еще представить диалог двух весьма высокопоставленных коррупционеров в бане, на отдыхе, при обсуждении предстоящего серьезного распила бюджета:

«Первый: Ну что ты кобенишься!? Ты же ворюга – клейма ставить негде!

Второй: Кто бы говорил!»

Или те же персонажи несколько позже, в зоне, на лесоповале, во время перекура:

«Первый: Ну я понимаю, как тебя сюда занесло. Но что я тут делаю?!

Второй: Это ты-то?! Да тебя вообще к стенке надо было ставить!»

Звучит не менее органично, не правда ли? Но вот чтобы так, публично, по любимому простым народом каналу… Непонятно. Не верю!

Но дело не в этом. Поражает, конечно, потрясающая творческая слабость телевизионного разоблачения Лужкова на НТВ. Ведь сюжет какой, а прецедент (для нынешнего, понятно, тысячелетия)! Исторический шанс и творческая удача – по представившейся возможности, а не по результату. Жаль. Но и не в этом дело.

Вот, все нападают на НТВ и авторов фильма, разоблачающего Лужкова: мол, бездари, сливные бачки… И никто не обращает внимания на настоящий гражданский подвиг, совершенный авторами фильма и руководством канала, выпустившим его в эфир. Я об этом буду говорить, я буду защищать этих самоотверженных героев.

Новый творческий прием, примененный авторами фильма – это перенасыщение его различными передергиваниями, несуразностями, недоговоренностями и логическими провалами. Уверен, что это сделано сознательно, чтобы достичь главного эффекта: зритель сначала столбенеет, затем проваливается в недоумение, но потом выбирается из него, задумываясь. Совокупность всех несуразностей, сознательно и кропотливо вплетенных в ткань телевизионного повествования, сама заставляет идти по интеллектуальному маршруту, который предусмотрели авторы фильма. В конце маршрута – различные вопросы, которые начинают задавать себе зрители. И это – начало политического пробуждения доселе спящего населения. А затем зрители – не все, конечно, увы, не все – находят ответы, сами (в состоянии бодрствования думается обычно легче). Найденные самостоятельно ответы сначала шокируют, но затем у зрителей появляется важный шанс: опираясь на собственные ответы, выбраться из скорлупы зрителя и стать гражданином.

Подозреваю, что читатели мне не поверили. Очень трудно отказываться от стереотипов мышления. Пример: «НТВ – криминальная помойка». Нет! — говорю я. Там сидят люди высочайшего гражданского мужества. Мне трудно начать приводить прямые и очевидные доказательства. Ведь то, что я собираюсь сделать, будет похоже на донос! И их важная деятельность по разрушению режима может быть пресечена. Но, как сказал один мудрец, «истина важнее правды!». Поэтому я рискну.

Вы, конечно, поняли, что главный посыл (для не знающих русского языка перевожу: «message») фильма – обличение беспредельной коррупции в Москве во главе с ее мэром, незаконное происхождение гигантских капиталов семьи миллиардерши Батуриной. Эта давно и всем известная истина обосновывается весьма обстоятельно. (Надо сказать, что налет сенсационности в этой части фильма был несколько неуместен.) Поэтому авторы фильма легко добиваются возникновения следующего вопроса у просыпающихся зрителей: «А что, блин, раньше об этом не знали? Что за крик-то?»

Хотя вопрос совершенно риторический, авторы фильма заботливо подсказывают: «Зна-а-а-али, зна-а-а-али». И на сцену выходит герой миллениума Сергей Доренко с разъяснениями кадров одиннадцатилетней давности – времен думской кампании 1999 г., во время которой Доренко утаптывал в эфире тандем Примаков-Лужков. Повторяются старые, как российская коррупция, кадры с изображением ранчо Лужкова. Нам тщательно намекают: знали, все знали, и Путин знал.

«А может, не знал?!» — с ужасом внутренне вскрикивает иной зритель. «Может, он вообще ничего не знает о том, что в стране творится?!» — продолжает ужасаться этот иной. И следом его пробивает озноб, он покрывается холодным потом, и крамольная страшная мысль всплывает в его мозгу: «Да правит ли он страной?! Да что он делает и делал тогда?!» И тут он начинает вспоминать гонки по сибирским дорогам, сплавы по рекам в полуголом виде, полеты на самолетах и т.д. и т.п. И ему вдруг хочется уйти в уборную и запереться там в темноте, чтобы никто не догадался о мыслях, которые теребят его отвыкший от подобной деятельности мозг. А мы с вами начинам понимать, глядя на несчастного, что в телевизионный заговор втянуты помимо НТВ и другие крупные каналы, которые из года в год демонстрировали нам величественный и непрерывный путинский досуг, прикрывая его легкой и временной ширмой легенды президентской и премьерской активности. А позже наша догадка подтверждается не безобидными кадрами путинского досуга, а тем, что и другие каналы начинают открывать нам ужасную правду о любимце партии «Единая Россия».

Но это побочная линия, которая, конечно, предусматривалась авторами фильма, но не в качестве магистральной. Таковая же открывается иным внутренним вопросом просыпающегося зрителя: «Стоп-стоп-сто-о-о-о-п! Это как же так!? С одной стороны, все, включая нацлидера, знали, что Лужков коррумпирован. И знали, как я понял из фильма (вот она – заслуга авторов!), давно и основательно. С другой стороны, Путин в начале президентства заявил, что будет бороться с коррупцией, которая пронизала губернаторские ряды. Потом он вообще выборы губернаторов отменил на том же основании, чтобы вместо воров поставить хороших парней. Но Лужкова-то назначил! Знал, что тот полностью коррумпирован, но – назначил… Почему!? Может, он и сам!?... А может, ему дали!?... А я-то!... Я же голосовал!...»

Вы поймите: рушится картина мира, привычная, уютная, затхлая настолько, что запах уже не чувствуется. Это трагедия народа. Но чуткие мастера телевидения загодя готовили российских телезрителей к этому саспиенсу. И вот он состоялся! Спасибо вам, мастера культуры!

Кое-кто может подумать, что весь этот наезд на Лужкова – очередной бизнес-проект: накатят, пошантажируют, получат свои пару миллиардов от батуринских щедрот и откатят. А Лужкову дадут за это года полтора царствования, чтобы он спокойно продал бизнес, вывел капиталы и без трагического ущерба подготовил отплытие на заслуженную пенсию.

Может, и так. Может, в этом состоял замысел тех, кто заказывал полив и командовал «Фас!». А может, у псаря был и иной мотив спускать псов. Это не важно. Важно, как мужественные журналисты воспользовались представившейся возможностью. И славно будет, если Лужкова неожиданно для всех и без всяких разумных мотивов отправят в отставку. Тогда вскинутся жители других регионов, всегда завидовавших столице: «А мы! А нам! Мы же тоже… А наш-то! Он еще хуже! В отставку коррупционеров!»

Годы спустя будущих журналистов будут учить на примере этого фильма гражданскому подвигу и мастерству кажущейся бездарности. А лекция, посвященная фильму и его авторам, будет заканчиваться такими словами седого профессора: «Конечно, журналист должен стоять над схваткой, быть вне политики. Но бывают таки трудные для страны и ее народа времена, когда отстраненная позиция становится преступной. И тогда журналист может подняться на невиданные высоты мужества! Не забывайте коллеги, что именно с показа этого фильма по каналу НТВ начался неумолимый процесс распада пресловутого и коррумпированного режима, который тогда, как дурная болезнь, охватил нашу Родину. Его называли «путинский режим». Но что означает это прилагательное, историкам и филологам неизвестно».

Обсудить "Я защищаю НТВ!" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

В СМИ //
В блогах //
Удар в лицо сотруднику НТВ имеет символическое значение // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Прямая речь //
В СМИ //
В СМИ //
Медиафрения. Альтернатива миру // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Ну и что? // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Правильный фильм правильного режиссера // БОРИС КОЛЫМАГИН
МИФ + МИФ = НТВ // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК