КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеГлаза не выест?

21 СЕНТЯБРЯ 2010 г. ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ

РИА Новости

Коротко это я уже комментировал. Но тема, ей-богу, заслуживает того, чтобы ее обсуждение не ограничивалось шуткой…

Глянец глянцем, а звание члена Общественной палаты обязывает человека время от времени употреблять серьезные слова и словосочетания! «Зарплатоемкость», «социальные нужды»… 

Это – из нравоучительного блога Тины Канделаки.

Круто, если вдуматься: из этих уст – про социальные нужды! Привет от Сулеймана из Ниццы.

Разобравшись с экономикой, г-жа Канделаки начала учить россиян правильно гордиться своей Родиной (а то они, засранцы, гордятся ею мало и нерегулярно). 

Должен прямо сказать, что Тина у меня по счету примерно две тысячи триста восемьдесят пятая – я имею в виду тех, кто до нее успел настучать мне по ушам за недостаточную гордость. Первые полторы тысячи пришлись на Союз Советских Социалистических Республик, который как раз от недостатка стыда и сдох: не смог вовремя устыдиться и эволюционировать во что-нибудь менее преступное и более сносное…  

Но, как известно, «главный урок истории заключается в том, что никто не извлекает уроков из уроков истории» (Бернард Шоу). Г-жа Канделаки со своими призывами из песочницы выступила в неожиданной для нее роли блондинки.

Впрочем, не о ней речь – тема, повторяю, шире. Речь о зафиксированном социологами массовом чувстве стыда россиян за свою страну – чувстве, которое так расстроило Тину…

Зря: это как раз добрая примета! 

Стыд – трудное, иногда трагическое, но жизненно необходимое обществу чувство (см. послевоенную Германию). Страны же с повышенной концентрацией гордости за державу опасны для окружающих (см. довоенную Германию и СССР).

В первую очередь опасны они для своих же сограждан

Стыд – это шанс, но, увы, общество редко бывает достаточно мудрым, чтобы вовремя отрефлексировать это целебное чувство в массовом порядке.

Стыд – дело личное, приватное, поштучное. Стыдно за свою страну было: Сенеке, Сократу, Свифту, Чаадаеву, Толстому, Чехову, Блоку, Томасу Манну, Чарли Чаплину, Андрею Сахарову, Мерабу Мамардашвили… 

В это же самое время – и этими же самыми, заметьте, странами! – громко и торжественно гордились: император Нерон, тупые афинские плебеи, проворовавшиеся английские лорды, граф Уваров, тайный советник Победоносцев, доктор Геббельс, сенатор Маккарти, поэт Михалков, президент Гамсахурдиа…

Будем сравнивать списком – или поименно?

Будем анализировать последствия стыда и гордости для населения подопытных стран?

Риторические вопросы.

Беда, разумеется, не в стыде. К несчастью для себя (и счастью для вечно хамеющей администрации), россияне не знают, как канализировать это чувство, во что воплотить свое недовольство общественным устройством... В национальной традиции - рефлексы в диапазоне от ворчания и пьянства до пугачевщины; нет привычки к политическому диалогу, к ежедневному цивилизованному давлению на власть, к общественной консолидации…

Есть привычка ховаться по углам, создавать параллельные миры и выживать поодиночке.

Что в разной степени удается Тине Канделаки – и тем, кому она свысока прощебетала свой выговор за недостаточную гордость Родиной…

Обсудить "Глаза не выест? " на форуме
Версия для печати