КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеИтак, она звалась Татьяной

8 ОКТЯБРЯ 2010 г. ВЛАДИМИР НАДЕИН

РИА НовостиЗаместительница начальника межрайонной налоговой инспекции № 46 управления Федеральной налоговой службы по Москве Татьяна Деменок задержана на рабочем месте при получении взятки. Милиционеры взяли чиновницу с поличным, когда некий предприниматель передал ей 90 тысяч рублей, якобы за регистрацию его новой фирмы без очереди. Ясно, что это была подстава. В ходе обыска в столе г-жи Деменок нашли и другие деньги, причем хозяйка кабинета не смогла объяснить, откуда они взялись. Возбуждено уголовное дело по статье «взятка». Подозреваемая, с которой взяли подписку о невыезде, отпущена домой.

Эту Татьяну мне искренне жаль. Сейчас по России рыщут тыщи алчных дур. Иван Антонович Кувшинное Рыло, некогда бравший самолично, нынче переместился выше этажом. В начальники, в заведующие, в менеджеры. Внизу остались кавказские юноши и крашеные блондинки. Для обеих этих групп характерно бесстрашие. Они гребут, не оглядываясь на свидетелей. И горцы, и блондинки уверены, что неформальная близость с менеджером гарантирует им хорошую жизнь и глухую неприкосновенность. Что начальник не бог, а гад, они начинают осознавать только тогда, когда на их запястьях захлопываются наручники. Но поскольку все вокруг продолжают жить и брать, они искренне считают себя жертвами несчастного случая. Ну, не повезло.

Население страны быстро сокращается, но взяточников становится все больше. Эта обратная пропорция высвечивает тупик, в который уперлась наша борьба с коррупцией. Арестовывая и сажая в неделю по Татьяне, мы не решим проблему никогда.

После ареста г-жи Деменок ни от Федеральной налоговой службы, ни от её Московского управления не последовало никаких комментариев. Но они будут. В них прозвучит запоздалое прозрение неназванного начальства, а также заверения в том, что «подавляющее большинство честно и благородно», что «за последние годы была проведена определенная» и что «с отдельными оборотнями (перерожденцами, отщепенцами) мы будем и впредь».

Как это все надоело. Уже давно все знают всё. Все знают, что налоговики, милиционеры, пожарные, санврачи, регистраторы, депутаты всех мыслимых уровней – берут. В самом лучшем случае, берут по-божески. Честному человеку, заведись он случайно в подобном ведомстве, все равно здесь не жизнь. Или выгонят взашей, или, что скорее всего, поймают на мелочи и посадят.

Кстати, ничуть не удивлюсь, если как-нибудь потом выяснится, что и Татьяну Деменок тоже коллеги кинули. Может, за отказ поучаствовать в какой-нибудь крутой авантюре. Или, наоборот, кому-то дорогу перешла. Слишком уж скромна сумма, переданная «неким предпринимателем».

Да, господа, 90 тысяч рублей – это не деньги. Любая налоговая контора в умелых руках становится пещерой Алладина. Но 46-я межрайонная – далеко не любая. Властью высших столичных слоев ей дарована монополия на регистрацию всех бизнесов в городе Москве. Сюда и только сюда надлежит прибыть каждому физическому лицу, которое вознамерилось стать лицом юридическим. Мимо неё не прошмыгнешь. Здесь люди занимают очередь с ночи – и все равно, промаявшись сутки, они часто уходят ни с чем. В иные дни оборот под столами здесь измеряется миллионами рублей.

Эти подстольные миллионы 46-й не выглядят фантастикой даже на фоне документально установленных цифр. Каковы официальные прейскуранты за регистрацию фирмы? Четыре тысячи государственной пошлины плюс что-то за изготовление копий. Все укладывается тысяч в пять. Но если человек дает 90 тысяч, а чиновник их принимает, значит, именно таковы действующие расценки. Значит, навар в 1800 процентов стал нормой. Значит, бюрократический бандитизм вознесся в заоблачные высоты прибыльности, и арестом сотни-другой Татьян его не спустишь в область конфетной коробки или бутылки коньяка.

Эти астрономические суммы предприниматель выкладывает, потому что услуга того стоит. Как во всех других сферах, где бушует коррупционный пожар, препятствием служит не отдельно взятый деменок, а тщательно продуманная система тотального дискомфорта.

Неудобно всё. Все московские ГАИ расположены так, что рядом не припаркуешься. Все московские собесы размещены на высоких этажах и без лифтов. Все бюро технической инвентаризации имеют запутанную структуру общения. Все телефоны всех московских государственных контор всегда заняты. Все правительственные сайты забиты всякой чепухой и очень редко содержат четкие указания и внятные электронные бланки. Нигде не принимают оплату, и, чтобы внести какую-нибудь мелочь, надо гасать в банк и заполнять бумажки с десятками идиотских нулей. Всюду очереди, и записаться в них по телефону или интернету – никак не возможно.

Все это сделано для того, чтобы нам с вами взятка казалась раем.

Еще недавно нам выдавали автомобильные права, в равной мере пригодные для России и заграницы. С недавних пор их разделили, и это не только новые поборы, но и новые справки. Впрочем, новые справки – это тоже новые поборы.

Все это делает правительство, которое у нас почему-то называется «государство». Оно безруко и взяткоемко. Оно норовит перенаправить наш гнев на Татьяну Деменок. Оно подбивает нас радоваться, что Татьяне дали семь лет, а не пять. Или, наоборот, гневаться, что — два, а не десять. Чтобы мы считали, будто наша беда зовется Татьяной или, в крайнем случае, Зурабом. И, соответственно, умоляли правительство избавить нас от неё. Хотя, вместо Зураба с Татьяной, надо гнать такое правительство.

Фотография РИА Новости

 

Обсудить "Итак, она звалась Татьяной" на форуме
Версия для печати