КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеМинистр обороны не знает арифметики

3 ФЕВРАЛЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Belmedia.ru

Шекспировскому Мальволио злые шутники посоветовали всегда улыбаться в присутствии графини. В результате несчастного сочли сумасшедшим. Какой-то тайный недоброжелатель рекомендовал российскому министру обороны побольше выступать публично (очевидно, чтобы страна заранее познакомилась со своим будущим руководителем). И началось. Родина узнала о взглядах Сергея Иванова на все. В том числе на литературу и искусство: в России, оказывается, нет ни одного приличного писателя, а чтение «неправильных» книг оборачивается побегами из воинских частей и убийствами. Потом Иванов пообещал забрать в армию «талантливых балалаечников», подразумевая, очевидно, представителей творческой молодежи страны.

Теперь глава военного ведомства выступил в Сибири, дабы разъяснить неискушенным жителям провинции все нюансы военной политики страны. В результате мы еще раз получили возможность оценить компетентность человека, который почти четыре года возглавляет Министерство обороны.
Главное, о чем сообщил министр, — перевод на контракт всех Вооруженных сил, по его мнению, нереален, поскольку численность армии должна быть никак не ниже миллиона военнослужащих. «У нас страна в десять часовых поясов. Мы с учетом потенциальных военных угроз, а также с учетом того, что Россия является крупной ядерной державой, не можем себе позволить иметь армию в 200-300 тысяч человек». До сих пор считалось, что обладание ядерным оружием позволяет надежно сдерживать любого потенциального агрессора и благодаря этому сокращать силы общего назначения. Но у министра какая-то своя логика.

Еще Сергей Иванов пояснил, что перевод на контракт миллионной армии потребует «несколько бюджетов страны». Чем продемонстрировал чрезвычайно легкое обращение с любыми цифрами. Надо сказать, что военное ведомство вообще странным образом считало деньги, которые нужны для контрактизации. В конце 2001 года утверждали, что для перевода на контракт одной дивизии потребуется 500 миллионов рублей, а через полгода сумма выросла в пять раз! Цель подсчетов состояла вовсе не в том, чтобы выяснить реальную стоимость проекта, а в том, чтобы доказать президенту — профессиональная армия стране не по карману.

Но ивановская арифметика вообще ни в какие ворота не лезет. Как известно, в итоге скрупулезных минобороновских подсчетов была принята Программа по частичному переводу Вооруженных сил на контракт. Согласно ей к 2008 году около 120 тысяч солдатских должностей должно быть занято контрактниками. Стоимость всех мероприятий — 79 миллиардов рублей. Стало быть, для перевода на контракт 700 тысяч рядовых и сержантов потребовалось бы 468 миллиардов. Сумма немалая, но она составляет приблизительно шестую часть расходов российского бюджета на 2005 год.

Не может, конечно, не радовать, что глава Минобороны наконец-то решил прислушаться к тем, кто считает — без профессиональных сержантов современная армия невозможна. Одна беда: Иванов пообещал заняться созданием сержантского корпуса после укомплектования контрактниками 72 частей и соединений постоянной готовности. Между тем весь мировой опыт говорит: без опытных унтер-офицеров, которые поддерживают дисциплину в казарме, прививают солдатам военную мораль, цементируют воинский коллектив, контрактники скорее превратятся в наемников, чем в профессиональных защитников отечества.

И, наконец, последний перл от Иванова. Объясняя необходимость возвращения допризывной подготовки в школу, министр заявил: «Если у нас молодой человек будет способен несколько раз подтянуться на перекладине, это будет полезно не только ему, но и нации в целом». До сих пор подтягиваться учили на уроках физкультуры. А начальная военная подготовка предполагала сборку-разборку автомата Калашникова и потную беготню в противогазах. А также общение с военруками, которые блистали логикой, характерной и для г-на Иванова.
Версия для печати