Э.В. Лимонов как птица суверенной демократии
Не на каждую глупость обижаться, не на каждый чих желать здравия. Терпеть! Но когда Л.М. Алексееву, которая большую часть жизни положила на правозащитную деятельность, обвиняет в подлости Э.В. Лимонов, который большую часть жизни клал на всех с прибором, поневоле встрепенешься.
Алексеева готова провести 31-го октября митинг на 800 человек, согласованный с властями. А Лимонов не готов. Ему надо не менее 1500. И желательно без согласования. Компромисс Алексеевой он назвал «как минимум непорядочным». Позже, по зрелом размышлении, еще и подлым. Кто с ней пойдет – штрейкбрехерами.
Теперь хочешь - не хочешь, а 31-го придется идти. Штрейкбрехеры – это святое.
Разница в годах, в биографии, в гендере – для гр. Лимонова не повод выбирать выражения. Он, как и положено стандартному сверхчеловеку, выше этого. Он дух, он воплощенная революционная идея. А Алексеева – всего лишь земная женщина, много повидавшая на своем веку и хорошо знающая устройство российской власти. Куда ей до небесных нравственных высот национал-большевизма! Цитата из Лимонова: «В этой истории с Алексеевой как человек я выгляжу выигрышно. Я добрее и порядочней, я не имею склонности к предательству, уж если я вошел с кем-то в союз, я всегда расцениваю моих партнеров как друзей…»
То есть очередной, XXVIII съезд крыши. Исторический. Еще не полный и не окончательный, но близко к тому. Предыдущий был две недели назад, когда Эдуард Вениаминович БОЛЬШИМИ БУКВАМИ призывал не делиться с олигархическим режимом Путина/Медведева нашими переписными данными. Кампания гражданского неповиновения: хоть треснут, но по гроб жизни не узнают ни его даты рождения, ни рода занятий. Если только штрейкбрехеры из ДЭЗа сольют… Чисто Махатма Ганди. Старик у них с Путиным, видимо, пополам.
Благодаря конфликту стала понятней разница в целях. Для Алексеевой важно помочь гражданам законно и безопасно выступить в защиту своих прав. Для Лимонова важен хороший скандал, демонстрация лидерства и права собственности на бренд «31 числа». Полторы тыщи и чтоб ни копейкой меньше! Никаких переговоров с правительством министров-капиталистов! Те, кто выходит на площадь защищать свои права, а не права Эдички – изменники и узурпаторы.
Эмпирические наблюдения
Наряду с другими членами президентского совета по правам человека я имел возможность наблюдать рождение магического числа 800. Рутинный пример российских реалий.
Итак, 25 октября, Кремль, восточное крыло. Заседает совет по правам – впервые в новой конфигурации и с новым председателем. 35 человек; все, конечно, штрейкбрехеры. Присутствуют также сатрапы: Главный Администратор и Первый Зам. Главного Администратора. Начальство выступило с кратким напутствием (а могло бы и минут на сорок) и предложило задавать вопросы (а могло бы и не предложить).
Ну, тут кто о чем, а Л.М. Алексеева о 31-м числе и праве граждан на демонстрации. (Насколько понимаю Э.В.Лимонова, ей бы следовало помалкивать. А еще лучше вообще не ходить в это нехорошее место. Сидеть дома и разучивать речевки нацболов.) Первый Зам. ее выслушал и нежно-ласково отвечает в том смысле, что разрешили же 200 человек – ну и вперед! Флаг вам в руки…
Алексеева резонно возражает: почему 200? Мы же не по разнарядке людей выводим… (Оживление в зале.) Сколько придет, столько придет. Может, тысяча. Может, две. Лишних палкой, что ли, прогонять? А если не прогоним, значит, организаторы виноваты и должны быть наказаны?
Начальство вняло доводам, разомкнуло сахарные уста и толерантно молвит:
– Никто организаторов наказывать не будет. Пусть 800.
Позже Л.М. Алексеева сказала, что число было еще 22 октября согласовано в офисе нового мэра Собянина. Так что никаких импровизаций. Тут важно другое: даже если вместо 800 придут 1500, то в Кремле обещались не разгонять и не бить. Спасибо, добрый барин. Бог тебя храни!
Для тех, кто не рубит в политесе, поясню, что это не значит обещания не ставить палки в колеса или не устраивать провокаций. Таких пустяков Высокие Договаривающиеся Стороны вообще не касались. Как, например, и разгона облаков над Триумфальной площадью. Не настолько у них доверительные отношения. Так что по умолчанию с этой стороны без гарантий. Однако, как ни крути, основной вопрос на ближайшее 31-е число Алексеева решила. Ненасильственными методами.
Что, кроме упертых понтов, мешает лидеру нацболов присоединиться к разрешенному митингу? Очевидно, обида не в том, сколько именно гостей звано на этот пир демократии, а в том, что приглашение добыто помимо гражданина Лимонова. Что, конечно, есть акт оппортунизма, ревизионизма, соглашательства, предательства и штрейкбрехерства.
Вот и слава богу. Как раз то, что нам необходимо. Именно позорные соглашатели с обеих сторон и позволили странам Запада выторговать и оформить классовый компромисс там, где несгибаемые марксисты-ленинцы видели голый антагонизм. Поэтому на Западе преуспели в поиске конструктивных решений, а на Востоке во взаимном истреблении.
А так – никакой разницы, правда? У них классовая борьба — и у нас классовая борьба.
Например, у Лимонова классовый интерес перепись саботировать, стекла в казенном присутствии перебить и себя, любимого, двинуть в вожди. А мне, признаться, это совершенно классово неинтересно. Мне как позорному обывателю, всего-то надо, чтоб власть не нарушала свои же писаные законы и не мешала стране (то есть отчасти и мне тоже) свободно жить. Этого, полагаю, можно добиться без битья стекол, брызганья майонезом и обзывания окружающих подлецами.
Возможно, я заблуждаюсь. Дело не в этом. Дело в том, что при подобном унылом раскладе сверхчеловеку Эдичке светит не слава русского Робеспьера, а тихий дом престарелых в Пензе с утешительным орденом Двуглавого Дятла за заслуги перед национал-большевизмом. Строго в византийской традиции: одна голова за большевизм, другая за национализм. Третьей, чтобы еще о чем-то задуматься, не предусмотрено. Небось, не Змей-Горыныч.
На беду он ощущает себя именно огнедышащим Горынычем. Такое нередко бывает с дятлами.
Раскаяние и рефлексия
Вот написал и думаю: может, зря я так? Несправедливо. Он же, в принципе, неплохой. Честный. Ну недодал Господь мозгов. Так и что? Такое каждый нормальный человек порой за собой замечает. Зато темперамента и энергии уж точно по тройной норме. То он православную Сербию от происков НАТО защищает, то северный Казахстан с оружием в руках возвращает России, то вот с олигархическим режимом Путина/Медведева бьется… Можно сказать, в одиночку.
Ведь 31-е число его идея? Его. Вся уличная стратегия на него замкнута? На него. Он, выходит, и есть единственная реально действующая оппозиция? Он и есть…
В том-то и беда. До чего ж верховные дятлы той же коммуно-державной идеологией и теми же пассами в сторону Сербии опустили страну (под кряканье о подъеме с колен), если такое вот пернатое существо у нас ныне за главного оппозиционера. Они же с ним целиком одной долбежной крови. Только птица-Лимонов попроще, поближе к народу, честней и бескорыстней, а верховные успевают не только выстукивать разного рода национал-патриотические манифесты, но и прикушивать в оба клюва.
Лично честен и бескорыстен? Тем хуже для нас. Стаи таких вот бескорыстных долбо… буревестников, которым обещали светлое и справедливое будущее, и расклевали заживо страну в 1917 г. А потом уж, на безрыбье, и друг друга… Тут только начни. Оглядываясь с вершины сегодняшнего опыта, любой залитый народной кровью трон покажется лучше того, что взамен устроили большевики.
Собственно, помимо темперамента и личных амбиций, расхождения сводятся к диагнозу. Либо пациент (власть) скорее жив – и тогда стоит с ним говорить и торговаться. Либо он скорее мертв – тогда пора его валить в яму с хлоркой.
Алексеевой как человеку, лишенному ниспровергательного пафоса, верится, что скорее жив. Лимонов же как истинный революционер-ленинец убежден, что власть есть труп смердящий. Вали его долой! (Чтобы поскорей занять освободившееся место; но это так, между нами).
Если народный вождь (по-гречески – демагог, по-латыни – популист) начинает играть в политике сколько-нибудь заметную роль, значит, государство больно. Здоровое демократическое государство подобных ярких людей покупает и кооптирует в правящий слой. Таким образом берет под контроль и, заткнув нос, постепенно цивилизует. Параллельно освежая себе кадровый потенциал.
Здоровое автократическое государство их чаще убивает, ссылает или изолирует. Но иногда тоже кооптирует. Кадры освежаются медленнее. Поэтому со временем автократическое государство деградирует.
Тоталитарное государство (оно ни при каких условиях не бывает ментально здоровым) удивительным образом норовит совместить две взаимоисключающие функции. Абсолютной власти и абсолютного народного вождя-демагога-ниспровергателя. Поэтому оно симулирует уличную активность и восторг трудящихся масс за счет искусственно сгоняемых трудовых коллективов. Само себя прилюдно любит изо всех сил. Непрерывно кого-то клеймит, куда-то зовет. Кипит и негодует. Есть в этом что-то извращенное.
Тотальный самообман неизбежно психопатичен. За одно-два поколения он приводит к полному отрыву от действительности. Эксклюзивный Лимонов иллюстрирует этот процесс личным примером. Действующая модель диктатуры пролетариата: кругом штрейкбрехеры и наймиты буржуазии; он один выразитель подлинных чаяний масс. Провидец и предтеча поднимающейся волны народного гнева.
В тяжких, но психически здоровых условиях 90-х он легко избрался бы в Думу. На радость публике конкурировал бы с персонажами типа Марычева (был такой) и Жириновского. В болезненных условиях нулевых годов, без выборов и конкуренции, бедняга волей ненормальных обстоятельств раздувается до масштаба единственного защитника попранных прав. Так ведет себя известное резиновое изделие на ниточке, если оказывается в вакууме. Ему-то, в простоте, нравится быть большим. Вакуум идеальная для него среда. А для нас?
Происхождение вакуума понятно. Возвращаясь к ордену Двуглавого Дятла, Лимонов достоин лишь его второй степени. Не в обиду, а по справедливости. Первая степень по праву принадлежит В.В. Путину. Ну, помните — за создание революционной ситуации. А дальше уже тандем и вообще полный простор для народной геральдики.
Лимонов и плод, и жертва вертикалестроительного проекта. Тоже дело предсказуемое: с каждым годом мужчина все настойчивее начинает воспринимать себя всерьез. Политик же! Единственный настоящий оппозиционер. Короче, звони 03.
Да, уважаемые санитары, еще вопрос напоследок.
Что мы-то с вами делаем в этом мертвом сухостойном лесу, под глухой перестук охранительных и ниспровергательных дятлов? Вакуум даже этот звук глушит, как ватой. И дышать в отсутствие зелени и хлорофилла все трудней.
Просто доживаем по привычке? Сушеные грибы ищем. Людей из маниакально-депрессивного психоза выводим. Из белой горячки тоже. Жучков ловим, зеленых чертиков… Берегите природу, вашу мать. Экологическое равновесие. Собственно, именно это я и хотел сказать: разрешенные митинги Л.М. Алексеевой сродни рубкам ухода. Лимоновская активность, честно говоря, тоже. Гнилое должно помнить, что раньше или позже его уберут. Но желательно ровно, без пафоса и фанатизма. Как раз здесь и начинается расхождение с нацболами. Нам много не надо: проветривать и освежать элиту раз в четыре года. Ну, если элита так боится населения, черт с ней, пусть хотя бы раз в пять или в шесть лет.
Все равно без честных выборов не выжить. Иначе непомерно раздувшийся Двуглавый Дятел (имею в виду не личности, а социальное явление) лопнет и всех сильно забрызгает.
Это было бы неправильно. Потому что мы все так или иначе уйдем, а Россия, бог даст, останется. Хорошо бы сравнительно чистой. И при этом сравнительно живой. Значит, надо договариваться. Даже с больными. С больными в первую очередь! Здоровых-то, после трех поколений негативной селекции, откуда взять.
А то, выходит, опять обидели Эдичку. Отняли копеечку. А-а! А-а!
Эх, почему я никак не напишу оперу? Планов назрела целая туча: «Суверенщина»; «Борис Лужков»; «Жизнь за суверенную демократию или Иван Собянин».
Кстати, с праздником вас. Кажется, народного единения.
Фотография РИА Новости