Судьба России
Судьба России сегодня находится в руках одного человека.
Человек этот — вовсе не президент, и даже не премьер-министр. Зовут этого человека Виктор Николаевич Данилкин. Он судья, председатель Хамовнического суда г. Москвы.
Пожалуй, нет более ответственного, более важного и, я бы сказал, более «религиозно насыщенного» общественного служения, чем служение судьи. «Не судите, и не будете судимы». Грозных последствий нарушения этой заповеди судья избегает тогда, когда он не «судит» произвольным образом, а выясняет истину и констатирует ставшие очевидными в открытом судебном процессе факты: это — правда, а это — ложь; это — справедливость, а это — оговор.
Судя по публикациям, Виктор Данилкин — неплохой человек. Неплохой, но обычный, «системный», не герой. И, скорее всего, системный человек будет принимать системные решения.
Но бывает момент, когда и самый системный человек доходит до некоей нравственной грани, когда он уже не может идти против собственной совести. Тогда как будто расправляются крылья души, самый маленький и ничтожный «исполнитель» возвышает голос и говорит: «Нет, больше не могу и не хочу лгать». Это — тот момент, когда человек становится человеком. Может быть, это та минута, ради которой нам и даётся жизнь.
Но одновременно это — и великая тяжесть, и страх, и боль. И такая тяжесть выпала на долю Виктора Данилкина. Сегодня именно на нём сошлось нравственное средоточие нашей жизни. Если судья Данилкин вынесет справедливый приговор — у России есть будущее. Если же нет – боюсь, под российской историей можно подводить черту. Неправосудное решение станет серьёзнейшим ударом по и так слабой российской судебной системе, в результате чего наша страна всё более и более будет скатываться в советское неофеодальное прошлое. Но после трагической истории XX века Россия не имеет сил вновь проходить те же круги ада. Дальнейшее разобщение людей, лишаемых веры в правовую защиту, приведёт к распаду социальных связей, последствия чего могут быть самыми непредсказуемыми и трагическими.
И зависят сегодня эти последствия от судьи Данилкина. Такой груз, такая ответственность (которую Виктор Данилкин конечно же не избрал для себя сам; к ней его подвёл ход вещей) требуют от окружающих не недоброжелательного выжидания, осуждения или презрения, но огромного сочувствия и поддержки. Мне хочется в этой ситуации призвать верующих людей молиться за Виктора Николаевича, а неверующих — пожелать ему от всего сердца мужества, человеческого достоинства и осознания не только высокого долга судьи, но и исторического значения того дела, в котором он должен поставить точку.
Я не буду испытывать по отношению к судье Данилкину злобных чувств, если он вынесет приговор, исходящий не из очевидного хода всего процесса, а из иных соображений. Человек слаб — героизма можно требовать только от самого себя. Даже, скорее всего, нужно и готовиться к тому, что приговор окажется юридически и нравственно неприемлемым. Но вопреки всему ещё остаётся время для надежды — надежды на то, что человек может стать человеком и в самый неожиданный момент проявить себя с хорошей стороны. Уж очень было бы безотрадно в столь значимом деле ещё раз убеждаться в том, что в России не осталось смелых, честных и порядочных людей. Крайне необходима сейчас именно надежда на то, что ещё остаётся в нашем общественном пространстве человеческое и профессиональное достоинство.
А без этой надежды Россия уж точно лишится права на существование.
Автор — настоятель Подворья Данилова монастыря в Подмосковье, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи при Даниловом монастыре