КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииЕвропейский транзит Лукашенко

19 НОЯБРЯ 2010 г. АРКАДИЙ МОШЕС

РИА Новости

            Примерно месяц остался до президентских выборов в Белоруссии — 19 декабря — и до ожидаемой победы на них Александра Лукашенко. В середине ноября, после визита в Минск Стефана Фюле, еврокомиссара по делам расширения и Европейской политики соседства, стало очевидно, что ЕС принял решение о признании такого исхода выборов.

            Очевидно, что ни внутри страны, ни за пределами Белоруссии не будет недостатка желающих обвинить Евросоюз в пренебрежении интересами демократии и предпочтительном внимании к геополитическим факторам. Но на самом деле картина намного сложнее. Брюссель вынужден реагировать на серьезную метаморфозу, которая произошла в политическом позиционировании Лукашенко, давая ему новую внутреннюю легитимность и позволяя демонстрировать гибкость там, где это выгодно и безопасно.

            Главное, Лукашенко удалось создать новую коалицию в свою поддержку. Показатели неангажированных социологических опросов, которые в последние годы определяли поддержку президента в 35-45%, сегодня подбираются к 50%, чего достаточно для победы в первом туре. При этом ядро сторонников переизбрания Лукашенко сегодня составляют вовсе не традиционные пенсионеры, ностальгирующие по Советскому Союзу и видящие будущее страны исключительно в едином государстве с Россией. Все совсем наоборот.

            Во-первых, Лукашенко с успехом перехватил риторику реформ и взаимодействия с Европой. Лишив таким образом оппозицию монополии на «европейский выбор», что сослужило президенту огромную службу. Тем более что многие люди действительно склонны полагать, что сотрудничество с Европой на жестко оговоренных условиях, каковое способен обеспечить Лукашенко, является более выгодным для страны, чем одностороннее выполнение рекомендаций Запада, с чем упрощенно ассоциируется, по крайней мере, часть оппозиции.

            Во-вторых, Лукашенко больше не выглядит как антирыночник. По данным Белорусского института стратегических исследований, в последние годы президент значительно увеличил поддержку со стороны «среднего» или, точнее, «городского» класса. Минск, как и другие крупные города, ранее бывшие оплотами оппозиции, сегодня как минимум на треть состоят из сторонников Лукашенко, причем если его поддержка со стороны рабочих, служащих нижнего звена и в особенности безработных снижается, то в среде предпринимателей и менеджеров она, наоборот, растет. И ничего удивительного в этом нет, поскольку они выстроили бизнес в условиях, созданных нынешним режимом.

            В-третьих, жители Белоруссии в целом скорее положительно оценивают то, как руководство провело страну через экономический кризис. В сентябре 51% опрошенных полагали, что ситуация в Белоруссии развивается в правильном направлении, что лишь на 5% меньше показателей 2006 года, когда ни о каком кризисе речь не шла.

            В-четвертых, учитывая, как быстро распространяется в Белоруссии понимание ценности независимости и суверенитета, конфликт Лукашенко с Россией, имидж защитника национального контроля над ценными объектами госсобственности добавил ему очков и, наоборот, ослабил оппозицию, которая вдруг решила взять на вооружение лозунги сближения с Москвой.

            Возвращаясь к европейскому процессу принятия решений, следует принять во внимание и другие обстоятельства. Начать с того, что нынешняя избирательная кампания оказалась гораздо более либеральной, чем предыдущие — возможно как раз потому, что Александр Лукашенко понимает, насколько уверенно он обыгрывает разобщенную оппозицию, но для Европы это менее важно. Более важно то, что к выборам допущен десяток кандидатов, а в стране будет организовано не только наблюдение в день выборов, но и долговременный мониторинг ОБСЕ. Наблюдатели наверняка найдут достаточно нарушений для того, чтобы не признать выборы справедливыми, но вряд ли сочтут объем нарушений таким, чтобы не соглашаться с их исходом в целом. А констатация прогресса есть достаточное условие для того, чтобы продолжить переговоры о запуске экономических реформ и приватизации в обмен на экономическую помощь.

            Уже приходилось писать о том, что, по меркам Восточного партнерства, полноправным участником которого с 2009 г. является Белоруссия, Александр Лукашенко вовсе не выглядит белой вороной. На фоне недавних выборов в Азербайджане или действий Виктора Януковича по концентрации собственных полномочий белорусский президент — правило, а не исключение. При этом у него есть одно — в настоящий момент выгодное ему — качество: прямота, переходящая в антидипломатичность. Нет никаких оснований сомневаться, что Лукашенко способен публично обвинить ЕС в двойных стандартах. Собственно, он однажды уже сделал это, когда в ответ на обсуждение возможности применить против Белоруссии санкции в случае признания ею независимости Абхазии и Южной Осетии призвал ЕС «наказать» Россию, поскольку «она ведь уже признала». Оправдываться в том, что они действительно относится к Москве мягче, чем к другим партнерам, ни Брюсселю, ни национальным европейским столицам не хочется.

            Остается открытым вопрос о том, признает ли переизбрание Лукашенко Россия. Все-таки отношения между странами и их лидерами испортились достаточно серьезно. Однако, как представляется, белорусский лидер сможет выиграть нынешний раунд. Несмотря на усложнение экономической ситуации, вызванное прекращением реэкспорта нефтепродуктов, произведенных из беспошлинного российского сырья, пока не похоже, что Москва может быть «делателем королей» в Минске. Телевизионная кампания разоблачений на российском телевидении не повлияла на рейтинги Лукашенко, а сам он отказался признавать за Москвой само право выносить суждение относительно собственной легитимности. «Равный над равным юрисдикции не имеет» — как было сказано в классическом праве и повторено по другому поводу Владимиром Путиным.

На фоне сближения Белоруссии с Европой и снижения остроты вокруг признания-непризнания Абхазии и Южной Осетии риск потерять пусть не союзника, но единомышленника, потенциально способствуя приходу к власти в Минске реального сторонника демократических ценностей, а главное — демонстрируя самим россиянам, что смена власти через выборы возможна, слишком велик. Проще предложить Лукашенко очередной компромисс и купить видимость продолжения интеграции.

Впрочем, влияние тактической победы Лукашенко в западной части СНГ будет все равно заметным. Будет в очередной раз подтверждено, что быть независимым правителем, способным использовать инструменты государственного суверенитета для обеспечения собственной власти, даже в условиях конфликта с Россией, выгоднее, чем безоговорочно признавать ее лидерство.

А страна под управлением старого нового президента продолжит свой транзит от постсоветской республики к нормальному восточно-европейскому государству.

Обсудить "Европейский транзит Лукашенко" на форуме
Версия для печати